Слайд 1ГБПОУ ЛО «ККТиС»
Подготовка к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ
2018г.
Слайд 25. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.
Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.
На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.
Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.
Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.
Слайд 3Эталон ответа
А5.- целый
Комментарий:
Целый- ЦЕЛЫЙ. 1. Весь без изъятия, полный. 2. Значительный,
большой.3. Невредимый, без изъяна, ущерба. Цел|ый: 1) ~ый час, день, арбуз, кусок, стакан; 2) ~ая эпоха, эпопея, наука; ~ый ряд вопросов; 3) машина, вещь цела; сапоги целы
Цельный-ЦЕЛЬНЫЙ. 1. Из одного вещества, из одного куска, монолитный. 2. Не разбавленный, не снятой. 3. перен. Обладающий внутренним единством. Синоним: целостный. Цельн|ый: 1) ~ый кусок; ~ая глыба; ~ый гранит; 2) ~ое молоко; ~ые сливки; 3) ~ый образ, характер; ~ая личность, натура;
Слайд 46. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. ЛЯЖЬТЕ на пол
2. ДВУМЯСТАМИ рублями
3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО
4. пяти ГЕКТАРОВ
5. немного ПОМИДОРОВ
Слайд 67. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение порядка слов в предложении
Слайд 7ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Все, кто был в этот день в театре, вспоминал
яркую игру актеров.
2) В "Сорочинской ярмарке", написанную Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии.
3) В журнале "Телескопе" были опубликованы "Философские письма" П.Я. Чаадаева.
4) Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.
5) Учеба давалась мне легко благодаря упорства и самодисциплины.
Слайд 8Эталон ответа
А7.- А- 2 (ярмарке, написанной…)
Б- 1
(все вспоминали,мн.ч.)
В- 5 (благодаря (чему?) упорству)
Г- 3 ( в журнале «Телескоп»)
Д- 4 (серьёзную и актуальную в наши дни проблему)
Слайд 98. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите
это слово, вставив пропущенную букву.
в..негрет
предл..гать
хв..стливый
б..рюзовый
расст..лающий
Слайд 10Эталон ответа
А8.- хвастливый
(Хвастать- безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Комментарий:
в.и.негрет-
словарное слово;
предл.а.гать- чередование гласной в корне лаг-лож;
б.и.рюзовый- словарное слово;
расст.и.лающий- чередование гласной в корне стил-стел.
Слайд 11
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена
одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и..сякший, во..дать
п..проще, н..рекание
пр..бой, пр..глашение
ра..писать, бе..домный
п..слание, з..певала
Слайд 12Эталон ответа
А9. прибой, приглашение
Комментарий:
и.с.сякший, во.з.дать
п.о.проще, н.а.рекание
пр.и.бой, пр.и.глашение
ра.с.писать, бе.з.домный
п.о.слание, з.а.певала
Слайд 1310. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
претерп..вать
въедл..вый
увес..стый
привередл..вый
успоко..л
Слайд 14Эталон ответа
А10.- претерпевать
Комментарий:
претерпевать-терпеть,суффикс гл.н.ф.-е-;
въедливый – суффикс –лив-;
увес.и.стый- повесить,суффикс -и-;
привередливый-суффикс –лив-;
успоко.и.л- успокоить,суффикс
-и-.
Слайд 1511. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
выдвин..шь
расходу..мые
наполн..м
среж..шь
леле..мые
Слайд 16Эталон ответа
А11. – наполним
Комментарий:
выдвин.е.шь-выдвинуть-гл.1-го спр.,окончание
-ешь;
расходу.е.мые- расходовать- прич. образовано от гл.1-го
спр.,суффикс –ем;
наполн.и.м-наполнить-гл. на –ить 2-го спряжения,окончание -им.
среж.е.шь-срезать-гл.1-го спр.,окончание -ешь;
леле.е.мые- прич. от гл. лелеять,1-го спр.,суф.-ем.
Слайд 1712. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.
2. Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, но выразительно.
3. Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.
4. Ученик рассказывал текст наизусть, (НЕ)СМОТРЯ в книгу.
5. До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.
Слайд 18Эталон ответа
А12. – негромко (синоним-тихо)
Комментарий:
НЕ ЯВИВШИЙСЯ на экзамен (зависимое слово) ученик
- прич., есть зависимое слово, пишется раздельно;
НЕГРОМКО- синоним тихо, пишется слитно;
НЕ ПОКРАШЕН- краткое причастие, пишется раздельно;
НЕ СМОТРЯ в книгу- не с деепричастием пишется раздельно.(Ср.несмотря на непогоду…- предлог ,пишется слитно);
НЕ БОЛЬШЕ- не с прилаг. в сравнительной степени пишется раздельно (большой -больше).
Слайд 1913. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих часов охотник просиживал у норы и не слышал, ЧТО(БЫ) лисица заворчала или тявкнула.
2. Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.
3. (В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.
4. Мой спутник (ПО)ПРЕЖНЕМУ провожал глазами каждую птицу и (В)ТАЙНЕ обдумывал план нашей будущей охоты.
5. Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.
Слайд 20Эталон ответа
А13.- вскоре, оттуда
(наречие, пишется слитно)
1. В ТЕЧЕНИЕ- производный предлог,
пишется раздельно;
ЧТОБЫ- союз,пишется слитно.
2. ПО(какому?) ПРЕЖНЕМУ адресу- по -предлог, пишется раздельно;
ПО-ПРЕЖНЕМУ ждала(как?)-наречие, пишется через дефис.
3. ВСКОРЕ – когда? Наречие, пишется слитно.
ОТТУДА- откуда? Наречие, пишется слитно.
4. ПО-ПРЕЖНЕМУ провожал -наречие, пишется через дефис;
ВТАЙНЕ обдумывал- наречие, пишется слитно.
5. Знакомые(как? ПОНАСЛЫШКЕ- наречие, пишется слитно;
ПО(чему?) ПРАВУ могут рассчитывать- сущ. с предл., пишется раздельно.
Слайд 2114. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Перед нами расстилалось
широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой
Слайд 22Эталон ответа
А14.- 1,2,4
Комментарий:
укатанное, выровненное- страд.прич.,суффиксы –нн-,-енн-;
высоченный- прилаг.,суф.-енн-;
некошеный- прилаг., образованное
от страдательного причастия,одна –н-.
Слайд 23
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1. Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.
2. Осенью откроется выставка молодых московских художников.
3. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.
4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.
5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.
Слайд 24Эталон ответа
А15.- 3,5
Комментарий:
(3)- двойной союз не то, не то, запятая
ставится перед второй частью;
(5)- сложное предложение, две грам. основы, запятая разделяет два простых предложения.
Слайд 2516. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.
Слайд 26Эталон ответа
А16.-1,2,3
Комментарий: выпадающая вечером -прич. оборот;
отражая свет звёзд и предсказывая…-дееприч. оборот,
отделяются в предл. запятыми.
Слайд 2717. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Он не замечал происходящего и (1) к счастью (2) был всё так же невозмутим.
Человек в порыве (3) к счастью (4) способен совершать чудеса.
Слайд 28Эталон ответа
А17. – 1,2
Комментарий:
Он не замечал происходящего и, к счастью, (вводное
слово) был всё так же невозмутим.
Человек в порыве к (чему?) счастью (член предложения-дополнение) способен совершать чудеса.
Слайд 2918. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Всё-таки мне казалось (1) что он не на своём месте (2) и (3) что хорошо бы он сделал (4) если бы опять уехал в Петербург.
Слайд 30Эталон ответа
А18. – 1,4
Комментарий:
Всё-таки мне казалось, что он не на своём
месте и что хорошо бы он сделал, если бы опять уехал в Петербург.
[ ],(что) и (что),(если). - сложноподчинённое предложение
Слайд 3119. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.
Слайд 32Эталон ответа
А19.- 2,3
Комментарий: сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
(если солнце
светит и нет облаков), [то пение и запах чувствуется], и[воспоминание будит и уносит] .
Слайд 331. Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не
телефонизировали .
2. У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.
3. Вызвать неотложку оказалось делом сложным.
4. Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.
5. Полина Ивановна умерла утром следующего дня.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста.
Укажите номера ответов.
Слайд 34Эталон ответа
А20.- 1,2
1. Дом был старый и предназначался под снос, поэтому
его не телефонизировали .
2. У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.
3. Вызвать неотложку оказалось делом сложным.
4. Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.
5. Полина Ивановна умерла утром следующего дня.
Слайд 3521. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях
1—5 представлено описание.
2. Предложения 37—44 включают элемент рассуждения.
3. Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
4. В предложениях 32—35 представлено повествование.
5. Предложение 7 содержит подтверждение суждения, высказанного в предложении 6.
Слайд 36Эталон ответа
А21.- 1,2,5
Комментарий:
в предл.1-5 нет описания;
в предл.37-44 нет рассуждения;
предл.7 не содержит
подтверждение суждения, высказанного в предл.6.
Слайд 37
22. Из предложений 29-33 выпишите слово разговорной окраски.
Слайд 38Эталон ответа
А22.- пробурчал
Комментарий:
Проговорил тихо и неразборчиво
Слайд 39Напишите номер этого предложения.
23. Среди предложений 59-65 найдите такое, которое соединяется
с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Слайд 40Эталон ответа
А23.- 64
Комментарий:
…почему машина так долго стоит у нашей парадной.
Наконец
она(машина)ушла.
Слайд 41Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя
задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в экзаменационный лист справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов
Слайд 42Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
24. «Рассказанный автором эпизод
не оставляет никаких сомнений в том, к кому относится слово, взятое в качестве заголовка. Весь текст построен на контрасте красоты внешней — редкого дара природы — и внутренней — той, которая не бросается в глаза и заметна порой только в отношении к близким. Писатель прибегает к таким синтаксическим средствам выразительности, как (А) ____ (предложения 25—27, 39—42, 47—50), (Б) ____ (предложения 20, 33), (В) ____ (предложения 3—4, 10—11,14—15), которые придают динамику сюжету. Оживляет повествование и (Г) _____ («неотложка», «впорхнула», «бабусик», «помчалась»)».
Слайд 43Список терминов:
1) вопросно-ответное единство
2) сравнительный оборот
3) парцелляция
4) неполные предложения
5) профессиональная лексика
6)
олицетворение
7) разговорная лексика
8) фразеологизмы
9) эпитеты
Слайд 44Эталон ответа
А24.- 1,4,3,7
Комментарий:
1- вопросно-ответное единство;
4- неполные предложения:
20.Вы понимаете это? Ср.
Вы понимаете, что я спешу.
33.Уродина!.. Ср. Вы есть уродина!..
3- парцелляция: Передо мной стояла девушка лет двадцати. Очень красивая.- одно предложение разбито на части.
7-разговорная лексика: неотложка, бабусик, помчалась, впорхнула.