Презентация, доклад по русскому языку на тему: Предложения с однородными членами предложения

Содержание

Сегодня мы поговорим о…Предложениях с однородными членами предложения;О знаках препинания при таких членах предложения;Об однородных и неоднородных определениях.

Слайд 1Автор Клименко Алина Викторовна
Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский

язык
Автор Клименко Алина ВикторовнаДополнительная образовательная программа  «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык

Слайд 2Сегодня мы поговорим о…
Предложениях с однородными членами предложения;
О знаках препинания при

таких членах предложения;
Об однородных и неоднородных определениях.
Сегодня мы поговорим о…Предложениях с однородными членами предложения;О знаках препинания при таких членах предложения;Об однородных и неоднородных

Слайд 3Что такое однородные члены предложения?
Однородные члены предложения — это главные или

второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одну и ту же синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.
Расцветали яблони и груши. Яблони и груши — однородные подлежащие.
Многие альпинисты мечтают подняться на Эверест, но даже после многих лет тренировок не могут достичь его вершины. Мечтают подняться и не могут достичь — однородные сказуемые. В предложении они отстоят далеко друг от друга, но это не имеет значения.
Посетители сидели на стульях, на скамейках и даже на полу. (На) стульях, (на) скамейках, (на) полу — однородные обстоятельства. Они относятся к сказуемому сидели и отвечают на вопрос где?
Что такое однородные члены предложения?Однородные члены предложения — это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении

Слайд 4NB!
Обратите внимание на то, что второстепенные члены предложения, относящиеся к одному

и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы, не являются однородными.
Я вернусь домой завтра. Домой и завтра — обстоятельства, относящиеся к сказуемому вернусь. Но они не являются однородными, потому что обстоятельство домой отвечает на вопрос куда?, а обстоятельство завтра отвечает на вопрос когда?
NB!Обратите внимание на то, что второстепенные члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но

Слайд 5NB!
Члены сложного предложения являются однородными, только если они принадлежат одной и

той же части сложного предложения. Например, в предложении «И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида» (М.А. Булгаков), слова сгустился и соткался не однородные сказуемые, а сказуемые разных частей сложного предложения с основами воздух сгустился и соткался гражданин.
NB!Члены сложного предложения являются однородными, только если они принадлежат одной и той же части сложного предложения. Например,

Слайд 6Как найти однородные члены предложения?
Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:
Выделить

главные и второстепенные члены предложения;
Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову;
Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления).
Как найти однородные члены предложения?Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:Выделить главные и второстепенные члены предложения;Определить, какие

Слайд 7Практическая работа
Есть ли в предложениях однородные члены?
На стенах цветы и птицы

томятся по облакам.
Он начал дипломатическую карьеру в Швеции, затем работал в Дании и наконец стал послом в Норвегии.
Эта портниха шьет легкие платья из ситца, летние сарафаны, короткие юбки.
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. 
Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток.
В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц.
Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гаснет.
Петр Иванович быстро и совсем неслышно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку.
По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов.
Практическая работаЕсть ли в предложениях однородные члены?На стенах цветы и птицы томятся по облакам.Он начал дипломатическую карьеру

Слайд 8Практическая работа
Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении

и как они между собой связаны.
Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков).
То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков).
Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко).
Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).
Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов).
Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).
Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).
Практическая работаОпределите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны.

Слайд 9Практическая работа
Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом

предложения они являются.
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.  (К. Паустовский.)
Практическая работаПодчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.СКВОРЕЦЗемля обсохла, душистые берёзовые

Слайд 10Практическая работа
Найдите в тексте однородные члены. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Наверху

под потолком кто-то не то стонет не то смеётся (Чехов). 2. Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки (Тургенев). 3. Пустой без команды со спущенным флагом восстания «Потёмкин» медленно двигался окружённый тесным конвоем дыма (Катаев). 4. Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой). 5. Обычно согласие или отказ Тренер узнавал по взгляду (Паустовский). 6. Мысли застигали художника то среди улицы то на извозчике то в разгаре беседы с друзьями (Паустовский). 7. Всем просящим он давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства (Чехов). 8. Наконец я слышу речь не мальчика но мужа (Пушкин). 9. Он был хотя и близким но не лучшим другом (Гончаров). 10. Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули (Тургенев). 11. Он может говорить когда угодно спросонок натощак в мертвецки пьяном виде в горячке (Чехов). 12. Впрочем, местечко всегда находится и для собаки и для ружья и для удочек (Песков). 13. В этом лесу есть осина и берёза и калина много черёмухи (А. Иванов). 14. Небо то заволакивалось белыми облаками то вдруг местами расчищалось на мгновение (Тургенев). 15. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате (Лермонтов). 
Практическая работаНайдите в тексте однородные члены. Расставьте недостающие знаки препинания.1. Наверху под потолком кто-то не то стонет

Слайд 11NB!
Не являются однородными членами предложения:
1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество

предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.
Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад(Куприн).
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;
2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;
3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;
4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):
ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.
NB!Не являются однородными членами предложения:1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и

Слайд 12Обобщающие слова
При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так называемые обобщающие

слова.
Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.
Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.
Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов.
При наличии обобщающих слов при рядах однородных членов предложения знаки препинания зависят от места обобщающих слов по отношению к перечислительному ряду.
Обобщающие словаПри однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так называемые обобщающие слова.Обобщающее слово - это слово или словосочетание,

Слайд 13Практическая работа
Расставьте знаки препинания, обозначьте однородные члены предложений. Сделайте схемы предложений.
В

человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Чехов)
Живя умей всё пережить Печаль и радость и тревогу.  (Ф. Тютчев)
Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго)
Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования... (К. Ушинский)
Практическая работаРасставьте знаки препинания, обозначьте однородные члены предложений. Сделайте схемы предложений.В человеке должно быть всё прекрасно и

Слайд 14Практическая работа
Проанализируйте предложения, найдите в них однородные члены и обобщающие слова

там, где они есть. Как нужно расставить знаки препинания?
Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров.)
Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива. (В. Арсеньев.)
В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн. (А. Пушкин.)
Дремали не только леса но и лесные озера и лениные лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский.)
Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать. (А. Пушкин.)
Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)
Практическая работаПроанализируйте предложения, найдите в них однородные члены и обобщающие слова там, где они есть. Как нужно

Слайд 15Практическая работа
Расставьте недостающие знаки препинания. Назовите обобщающие слова и союзы, связывающие

однородные члены.
Самым поразительным для Бима оказалось то что вместе с людьми живут разные животные и птицы коровы куры гуси овцы свиньи знакомство с которыми состоялось не сразу (Троепольский).
Все это: звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки (Горький).
Постоянное обращение к словарям справочникам наблюдение за живой речью людей все это способствует развитию и обострению «языкового чутья».
Вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем все заструится задрожит беглым блеском (Тургенев).
Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (К. Паустовский)
С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы.
На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (И. Тургенев)
Практическая работаРасставьте недостающие знаки препинания. Назовите обобщающие слова и союзы, связывающие однородные члены.Самым поразительным для Бима оказалось

Слайд 16Уточняющие члены предложения
Обособленные члены предложения могут уточнять, конкретизировать и пояснять другие

члены предложения. К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный вопрос где именно? как именно? кто именно? и т.п. Уточняющие члены предложения обязательно должны стоять после уточняемого слова.
Однородные члены предложения, как правило, произносятся с интонацией перечисления. Уточняющие члены предложения произносятся с интонацией обособления. Они уточняют значение предшествующих слов. Уточняющие члены предложения, как правило, выделяются запятыми, но это выделение факультативно.
В Австралии, в Новой Зеландии очень популярен торт «Павлова», названный в честь балерины Анны Павловой. Обстоятельства (в) Австралии и (в) Новой Зеландии однородные. Они обозначают две разные страны. После обстоятельства (в) Новой Зеландии запятая не ставится.
В лесу, в самой его чаще, стояла хижина. Обстоятельства (в) лесу и (в) чаще не являются однородными. В самой его чаще — уточняющее обстоятельство, обозначающее более точно место внутри леса. Стояла где? В лесу. В лесу — где именно? В чаще. Уточняющее обстоятельство выделяется запятыми с двух сторон.
Каждое утро я пью чай или кофе. Чай и кофе — однородные дополнения. Они обозначают два разных напитка.
Древние римляне строили сложные водопроводные системы, или акведуки. Акведуки — уточняющее приложение. Слово акведуки обозначает не отдельный объект, а те же самые водопроводные системы римлян. Оно выделяется запятыми.
Уточняющие члены предложенияОбособленные члены предложения могут уточнять, конкретизировать и пояснять другие члены предложения. К уточняющему обособленному члену

Слайд 17Практическая работа
Разберите предложения. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.
Там,

ниже, мох тощий, кустарник седой (Пушкин).
Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютчев).
Илья Ильич учился в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца (Гончаров).
Прямо против кордона, на том берегу, всё было пусто (Л. Толстой).
Его временный командирский пункт был сейчас прямо на путях, в полуверсте от станции, в железнодорожной каменной будке (Симонов).
Мы жили в большом доходном доме Гольденгорна, на Канатной улице, во втором этаже (Катаев).
Из широких ворот депо выезжали маленькие, почти игрушечные, паровозики большефонтанной железной дороги (Катаев).
В предместье, около боен, выли собаки (Чехов).
Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (Чехов).
За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда (М. Горький).
Практическая работаРазберите предложения. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (Пушкин).

Слайд 18Продолжение
11. Попал он в полк случайно, на марше (Бакланов).
12.

Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Первенцев).
13. Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чаковский).
14. Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Достоевский).
15. Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Толстой).
16. На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала (Фадеев).
17. Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шолохов).
18. Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Горький).
19. Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь... (Симонов)
20. По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Панова).

Продолжение 11. Попал он в полк случайно, на марше (Бакланов). 12. Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно

Слайд 19Знаки препинания при однородных членах предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

Слайд 20Практическая работа
Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку.
Туман расходился но еще

закрывал вершины леса (Л. Толстой).
Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Аксаков).
Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков (Солоухин).
Письмо было написано крупным нервным тонким почерком (Куприн).
Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский).
С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и художники (Паустовский).
Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство, всю сложность, все оттенки мысли или переживания дать мысль в ее динамике (Солганик).

Практическая работаРасставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку.Туман расходился но еще закрывал вершины леса (Л. Толстой). Яркое

Слайд 21Практическая работа
Расставьте пропущенные знаки препинания.
Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него

вст..вал на задние лапы, а передними уп..рался в дубленку. (Ю. Яковлев.)
Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь (К. Паустовский)
Сюда залетал ветерок не то с гор не то с моря. (С. Бабаевский.)
И в бою в непогоду среди самых злых забот ленинградская порода (н..)когда (не) пропадет. (Н. Тихонов.) 5) (В)друг колокольчик над снежн..й длиной то зазв..нит то опять пропадет. (Н. Букин.)
Практическая работаРасставьте пропущенные знаки препинания.Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него вст..вал на задние лапы, а передними

Слайд 22Однородные определения
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру)

или создают целостную картину о предмете.
Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией.
Между однородными определениями обычно можно вставить союз и.
Например: 
В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.(Весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние, между ними можно поставить союз и.) 
В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы. (Красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак – цвет.)
Однородные определенияОднородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.Однородные

Слайд 23Неоднородные определения
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к

определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением.
Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и.
Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
Например: 
В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.(Маленькая, смеющаяся – неоднородные определения, между ними нельзя поставить союз и.)
В вазе стояли крупные красные душистые цветы. (Крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения.)
Неоднородные определенияНеоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение,

Слайд 24Признаки однородности определений
обозначают признаки однородных предметов: синие, желтые, красные шары;
обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки

(= так как, поэтому): лунный, ясный вечер (= ясный, потому что лунный);
обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза;
присутствует смысловая градация: радостное, праздничное, лучезарное настроение;
одиночное определение расположено перед распространенным: пустое, запорошенное снегом поле;
расположены после определяемого слова: женщина молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная;
обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое, золотистое облачко; длинный, узкий ковер;
обозначают синонимичные в условиях контекста признаки, при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку; Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых, темных волосах блестели седые пряди; бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождь и т.д.
Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.
Признаки однородности определенийобозначают признаки однородных предметов: синие, желтые, красные шары;обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный, ясный вечер (= ясный, потому что лунный);обозначают

Слайд 25Признаки неоднородности определений
• обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро; • обозначают цвет и

форму: белые круглые облака; • обозначают размер и материал: большие каменные дома; • обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река.
Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи.
Например: В конце ноября выпал первый лёгкий снежок. (Слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов).

Признаки неоднородности определений  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро; • обозначают цвет и форму: белые круглые облака; •

Слайд 26Практическая работа
Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их,

и вставьте, где нужно, запятые.
Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов).
Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев).
На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко).
Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой).
Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев).
Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский).
Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).
Практическая работаНайдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.Солнце низвергало

Слайд 27Практическая работа
Определите однородные или неоднородные определения в данных предложениях.
Глубокая, дремучая старина

окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.)
Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.)
Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.)
Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.)
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.)
Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.)
Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.)
Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. (Ф. Достоевский.)
Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)

Практическая работаОпределите однородные или неоднородные определения в данных предложениях.Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С.

Слайд 28Практическая работа
Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли

запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.
Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные). 
Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной). 
Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).
Практическая работаРаспространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.Под

Слайд 29Повторение (правописание приставок)
Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов.
Не

пр..давать никакого значения, пр..дать друга, пр..даваться бесплодным мечтаниям, старинное пр..дание, пр..даное невесты, церковный пр..дел, пр..дел мечтаний, пр..дельная скорость, беспр..дельные возможности, пр..ёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов – пр..емник А.С. Пушкина, гостепр..имный хозяин, пр..емственность, пр..вратное понимание, старый пр..вратник, пр..бытие поезда, пр..бывание в городе, пр..творить дверь, пр..творить мечту в жизнь, пр..творщик, пр..творное веселье, пр..пирать дверь палкой, пр..пираться с отцом, не потерплю никаких пр..пирательств, пр..пирать к стенке, пр..зреть и обогреть убогого, относиться с пр..зрением, дом пр..зрения, пр..зрительная усмешка, пр..зирать опасности, пр..ходить вовремя, пр..ходящая няня, пр..входящие обстоятельства, пр..ходящие трудности, пр..ходящие радости, пр..ходящие обстоятельства, пр..ступить к работе, пр..ступить закон, пр..ступление, непр..ступная крепость, пр..ступник, пр..ложить усилия, непр..ложная истина, пр..ложиться к руке священника, непр..ложный закон, слегка пр..уменьшить его заслуги, явно пр..уменьшать значение открытия, пр..ставить лестницу к забору, святой пр..ставился, светопр..ставление, непр..менимые правила, непр..менное условие, искать пр..станища, беспр..станные хлопоты, пр..клонный возраст, непр..клонный характер, пр..клониться к подушке, пр..клоняться перед поэтом, пр..клонять колени, пр..терпеться к неудобствам, пр..терпеть много горестей, взгляды пр..терпели изменения, пр..исполниться уважением, непр..одолимое желание, пр..смиреть, пр..смирный, пр..подаватель, камень пр..ткновения.
Повторение (правописание приставок)Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов.Не пр..давать никакого значения, пр..дать друга, пр..даваться

Слайд 30Домашнее задание
Выполните лекцию 5.5. в СДО

Домашнее задание Выполните лекцию 5.5. в СДО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть