Презентация, доклад по русскому языку на тему : Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста и написания сочинения в формате ЕГЭ(область С) (11 класс)

Содержание

Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту. Это задание проверяет:коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно

Слайд 1Тема : « Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста

и написания сочинения
в формате ЕГЭ(область С) »






Тема : « Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста и написания сочиненияв формате ЕГЭ(область С)

Слайд 2
Часть С Единого государственного экзамена по

русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту.

Это задание проверяет:
коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.
Однако написание сочинения на едином государственном экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки, которая осуществляется в продолжение длительного времени и включает в себя целую систему занятий. Эта система у каждого учителя своя.


Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания —

Слайд 3  Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление

и формулирование его основных содержательных категорий:
темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
 проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);
 идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?); 
 позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).

Решение названных задач как раз и предполагает формирование универсальных учебных действий в процессе работы над сочинением.

Задачи

   Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:темы

Слайд 4 Обучение работе над сочинением по заданию части С

ЕГЭ включает в себя несколько этапов, что предполагает проведение нескольких занятий.

Ученики получают задание: внимательно прочитать рекомендации по написанию сочинения и составить план, отражающий последовательность работы.
План действий:
Прочитать текст ВНИМАТЕЛЬНО.
Сформулировать проблему, поставленную в тексте.
Прокомментировать проблему.
Сформулировать позицию автора.
Выразить свою позицию по отношению к точке зрения автора, аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт.
Проверить написанное, исправить ошибки.

Выполнение этой работы способствует формированию УУД, прежде всего, регулятивных: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата.

Поэтапная работа над сочинением

Обучение работе над сочинением по заданию части С ЕГЭ включает в себя несколько этапов,

Слайд 5 Виды проблем
Философские
Социальные
Политические
Научные
Экологические
Нравственно-эстетические

Виды проблемФилософскиеСоциальныеПолитическиеНаучныеЭкологическиеНравственно-эстетические

Слайд 6Типовые конструкции, помогающие сформулировать проблему

Типовые конструкции, помогающие сформулировать проблему

Слайд 7Пример занятия

Пример занятия

Слайд 8 Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких

селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?       Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить. (По И. Васильеву)

Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть

Слайд 9Автор ставит проблему чего?
рассматривает
исследует
анализирует
формулирует
излагает
выдвигает
поднимает
затрагивает
касается чего
подробно останавливается на проблеме чего
мучительно размышляет над

проблемой чего

Типовые конструкции, помогающие сформулировать проблему

Автор ставит проблему чего?рассматриваетисследуетанализируетформулируетизлагаетвыдвигаетподнимаетзатрагиваеткасается чегоподробно останавливается на проблеме чегомучительно размышляет над проблемой чегоТиповые конструкции, помогающие сформулировать проблему

Слайд 10 Определите тему, главную мысль текста, поставьте к ней

вопрос, мысленно ответьте на него. Выделите его проблемы. Решите, какая из них главная.
 Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
 Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?
Итог работы по данному тексту на этапе определения, формулирования и комментирования проблемы.
Главная проблема - историческая память, ее значение для человека и народа.
Комментирование целесообразно построить следующим образом:
отметить актуальность данной проблемы;
показать роль ее для жизни людей;
сформулировать понимание проблемы в соответствии с содержанием текста.

Выполнение заданий, помогающих в решении поставленных задач.

Определите тему, главную мысль текста, поставьте к ней вопрос, мысленно ответьте на него. Выделите

Слайд 11Цель: выявить и сформулировать авторскую позицию по прочитанному тексту
Задачи:
Внимательное осмысление содержания.
Выбор

предложений или фраз в тексте, в которых содержится позиция автора (если они присутствуют) или выявление ее по контексту.
Формулировка авторской позиции.
Контроль и коррекция записанных положений.
Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.

Выявление и формулирование авторской позиции по прочитанному тексту

Цель: выявить и сформулировать авторскую позицию по прочитанному текстуЗадачи:Внимательное осмысление содержания.Выбор предложений или фраз в тексте, в

Слайд 12Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
Способ выражения позиции

автора зависит от избранного стиля и типа речи.
В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

Необходимо помнить:

Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и

Слайд 13Цель: сформулировать собственное мнение по прочитанному тексту, привести примеры, иллюстрирующие позицию

автора сочинения.
Задачи:
Вспомнить, что такое аргумент.
Следуя авторской позиции, сформулировать собственное мнение, согласие или несогласие с мнением автора.
Привести два примера - аргумента, соответствующих позиции автора сочинения по прочитанному тексту.

Выявление и формулирование собственной позиции по прочитанному тексту. Аргументация собственного мнения.

Цель: сформулировать собственное мнение по прочитанному тексту, привести примеры, иллюстрирующие позицию автора сочинения.Задачи: Вспомнить, что такое аргумент.

Слайд 14Л. Н. Толстой "Война и мир".
И. С. Тургенев "Отцы и дети".
М.

А. Шолохов "Тихий Дон", "Донские рассказы".
М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита".
Н. В. Гоголь "Портрет".
А. П. Платонов "Юшка".
В. Распутин "Живи и помни", "Уроки французского".
В. Астафьев "Царь-рыба".
А. Солженицын «Матренин двор», "Один день Ивана Денисовича".
А. Ахматова "Мужество".
Л. Петрушевская " Где я была?".
Л.Улицкая " Медея и ее дети."

Рекомендуемый список классической литературы для оформления аргумента, основанного на читательском опыте:

Л. Н. Толстой

Слайд 15 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие

для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /,— М., 2009.
Егораева Г. Т.. Подготовка к выполнению части 3 (С) ЕГЭ. Издательство "ЭКЗАМЕН" М: 2010 г.
Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2009 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2009.

Список используемой литературы

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /,— М., 2009.Егораева

Слайд 16СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть