Презентация, доклад по русскому языку на тему Систематизация и обобщение по теме Бессоюзные сложные предложения 9 класс

Содержание

Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. (Устно)По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины

Слайд 1Систематизация и обобщение по теме «Сложное бессоюзное предложение»
Учитель Шиянова Зоя Петровна

МБОУ Новомеловатская СОШ
Систематизация и обобщение по теме «Сложное бессоюзное предложение»Учитель Шиянова Зоя Петровна  МБОУ Новомеловатская СОШ

Слайд 2Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой

и точки с запятой. (Устно)

По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня.
Речь у него лилась плавно и страстно, слова гнались одно за другим вперегонку и потом становились стройными рядами.

Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. (Устно)По расчищенному

Слайд 3Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой

и точки с запятой. (Устно)

3. Бедному псу, по – видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в беспросветно серую мглу.
4. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдоль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы.

Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. (Устно)3. Бедному

Слайд 4Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях. (Устно)
Перечисление

событий
2. Второе
предложение
осложнено
3. Пояснение

4. Пояснение


За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой;
кое – где перемещались кучки играющих в карты.
2. Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
3. Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
4. Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.

Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях. (Устно)Перечисление    событий 2.  Второе

Слайд 5Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях. (Устно)
4. Вывод




5. Пояснение




6. Перечисление


событий

4. Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна - это снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз.
5. Еду к вашим воротам и думаю: неужто не пустит меня ночевать.



6. Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль.

Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях. (Устно)4. Вывод5. Пояснение6. Перечисление событий4. Только в трех местах тихо

Слайд 6Расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)
Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.


Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
Туман стоял неподвижно выжатый из воздуха сорокоградусным морозом и все тяжелее налегал на примолкшую землю всюду взгляд упирался в бесформенную безжизненную серую массу и только вверху прямо над головой где – то далеко- далеко висела одинокая звезда пронизывавшая холодную пелену острым лучом.
У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина.
И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.

Расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло. Перестал слушаться жизнь моя кончилась. Туман

Слайд 7Проверь себя
Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
Перестал

слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)
Туман стоял неподвижно, выжатый из воздуха сорокоградусным морозом, и все тяжелее налегал на примолкшую землю; всюду взгляд упирался в бесформенную, безжизненную серую массу; и только вверху, прямо над головой, где – то далеко- далеко, висела одинокая звезда, пронизывавшая холодную пелену острым лучом.
У него была задняя мысль: выведать кое – что от старого попика. (а именно)
Макар удивился при виде этой бешеной скачки: как мог он, пеший, догнать конного татарина. (пояснение)
И потом туманы заколыхались , золотые воины наклонились долу.


Проверь себяПламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)Перестал слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)Туман

Слайд 8Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие

знаки препинания. (Письменно)

При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника он видел даже первую плаху.
Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком.
Взглянув себе под ноги он так же не увидел следов снег был чист и гладок, как скатерть.
Они шли уже целую неделю так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер так много прошли они лесов и равнин.


Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)При фосфорическом свете ему

Слайд 9Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие

знаки препинания. (Письменно)

5. Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик он был, очевидно, чалганец это было видно по лицу по одежде даже по походке.
6. Вот подходим к реке под вечер видим на берегу люди какие – то.
7. Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских изб, не стояли прямыми, неподвижными столбами их гнуло к западу веял восточный ветер.

Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)5. Между другими фигурами

Слайд 10 Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие

знаки препинания.


При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника; он видел даже первую плаху.
Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее: Макар уже настигал его с яростным криком.
Взглянув себе под ноги, он так же не увидел следов: снег был чист и гладок, как скатерть.
Они шли уже целую неделю: так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер, так много прошли они лесов и равнин.

Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания.  При фосфорическом

Слайд 11Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие

знаки препинания.

5. Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик; он был, очевидно, чалганец; это было видно по лицу, по одежде, даже по походке.
6. Вот подходим к реке под вечер, видим: на берегу люди какие – то.
7. Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских изб, не стояли прямыми, неподвижными столбами - их гнуло к западу, веял восточный ветер.


Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. 5. Между другими фигурами

Слайд 12Потренируемся!

Потренируемся!

Слайд 131. Какое утверждение является неверным?
А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения

связываются в устной речи интонацией
Б) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений
В) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений не зависят от характера смысловых отношений между его частями

1. Какое утверждение является неверным?А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонациейБ) Смысловые

Слайд 142. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные способы

связи



Наступает время грибной охоты
Трудно усидеть дома
Лес зовёт и манит

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные способы связиНаступает время грибной охотыТрудно усидеть домаЛес

Слайд 153. Допишите, образуя БСП:
А) Нас охватило чувство страха … (причина)
Б) Я

давно написал другу письмо … (противопоставление)
В) Раздался удар грома … (быстрая смена событий)

3. Допишите, образуя БСП:А) Нас охватило чувство страха … (причина)Б) Я давно написал другу письмо … (противопоставление)В)

Слайд 164. Перепишите сложные союзные предложения, перестроив их в бессоюзные. Расставьте знаки

препинания

А. Любите книгу, так как она открывает вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

4. Перепишите сложные союзные предложения, перестроив их в бессоюзные. Расставьте знаки препинанияА. Любите книгу, так как она

Слайд 175. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения

следующих типов:

А) простое с однородными членами (без союзов)
Б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятую
В) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов:А) простое с однородными членами

Слайд 186. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер

– предвестник бурана.

А) Разделяет подлежащее и сказуемое
Б) Обозначает пропуск члена предложения
В) Разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г) Отделяет приложение

6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана.А) Разделяет подлежащее и

Слайд 197. Укажите, почему стоит тире в БСП Для рыбы нужна чистая

вода – будем охранять наши водоёмы.

А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого
Б) Предложения рисуют быструю смену событий
В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

7. Укажите, почему стоит тире в БСП Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.А)

Слайд 208. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые

сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б) Второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание.
В) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли

Слайд 219. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены)
Несмотря на тёплые и даже

жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
Волнистые облака рассеялись и стало жарко
До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует прелесть нашей земли.
Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.


9. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены)Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны

Слайд 22Заполните таблицу:

Заполните таблицу:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть