Презентация, доклад по русскому языку на тему Употребление причастий и деепричастий в речи

Содержание

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный груз знаний от поколения к поколению.

Слайд 1Второе марта.
Классная работа.

Второе марта.Классная работа.

Слайд 3Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный

груз знаний
от поколения к поколению.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный груз знаний от поколения к поколению.

Слайд 4Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола

силу.

М.В. Ломоносов
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.М.В. Ломоносов

Слайд 6Несомненное их преимущество
заключается в их краткости и


динамичности. Им присуща также большая выразительность.
Д.Э.Розенталь
Несомненное их преимуществозаключается  в  их  краткости  и динамичности. Им присуща также большая выразительность.

Слайд 7«Корзина идей»


«Корзина идей»

Слайд 8Употребление причастий и деепричастий
в речи

Употребление причастий и деепричастий в речи

Слайд 9Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный

груз знаний
от поколения к поколению.






Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный груз знаний от поколения к поколению.

Слайд 10«Корзина идей»


«Корзина идей»

Слайд 11
Цель урока :

узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий в

речи, закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.
 



Цель урока : узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий в речи, закрепить умения ставить знаки препинания

Слайд 13Задание № 1 «Мозговой штурм»

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их

узнавать. Найдите деепричастия в рифмованных строчках.

По саду, на левую лапку хромая, Гуляла тихонько собачка хромая.

Даже болея и даже устав, Каждый солдат соблюдает устав.

3. И в поисках соли весь дом перерыв, Пришел в магазин он, а там перерыв.
Задание № 1 «Мозговой штурм» Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать. Найдите деепричастия в рифмованных строчках.По

Слайд 14Задание № 1 «Мозговой штурм»

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо

их узнавать. Найдите деепричастия в рифмованных строчках.

По саду, на левую лапку хромая, Гуляла тихонько собачка хромая.

Даже болея и даже устав, Каждый солдат соблюдает устав.

3. И в поисках соли весь дом перерыв, Пришел в магазин он, а там перерыв.
Задание № 1  «Мозговой штурм» Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать. Найдите деепричастия в рифмованных

Слайд 15Задание № 2 Верю – не верю


Верите ли вы, что причастие,

изменяемая часть речи?
Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное?
Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
Верите ли вы, что у причастия не бывает зависимых слов?
Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
Верите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи?
Верите ли вы, что деепричастия обозначают признак предмета по действию?
Верите ли вы, что деепричастный оборот не выделяется запятыми?
Верите ли вы, что причастия образованы от деепричастий?
Верите ли вы, что деепричастия похожи на наречия?
Задание № 2 Верю – не верюВерите ли вы, что причастие, изменяемая часть речи?Верите ли вы, что

Слайд 17Проверь друга!

Проверь друга!

Слайд 18
Задание № 3
Выделите причастные и деепричастные обороты

1. Человек не

читающий книг  удивительно скучен.
2. Люди  переставая читать  перестают мыслить.
3.Читая авторов  хорошо пишущих привыкаешь хорошо говорить.


 

Задание № 3Выделите причастные и деепричастные обороты 1. Человек не читающий книг  удивительно скучен. 2. Люди  переставая

Слайд 19
Задание № 3
Выделите причастные и деепричастные обороты

1. Человек, не

читающий книг,  удивительно скучен.
2. Люди,  переставая читать,  перестают мыслить.
3.Читая авторов,  хорошо пишущих, привыкаешь хорошо говорить.


 

Задание № 3Выделите причастные и деепричастные обороты 1. Человек, не читающий книг,  удивительно скучен. 2. Люди,  переставая

Слайд 21Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег,

чернеющий лёд реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из-под снега, прилёт птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – всё было предметом страстного, недремлющего внимания.
Константин Дмитриевич Ушинский
Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лёд реки, расширяющиеся полыньи у

Слайд 22Лингвистический эксперимент

Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! _______снег,

____________лёд реки, ____________полыньи у берега, проталины в саду, земля, ___________
там и сям из-под снега, прилёт птиц, ___________лес, _________________ручьи – всё было предметом страстного, _______________ внимания.
Константин Дмитриевич Ушинский
Лингвистический экспериментКак оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! _______снег, ____________лёд реки, ____________полыньи у берега, проталины

Слайд 23Найдем в толковом словаре значение этого слова.

Найдем в толковом словаре значение этого слова.

Слайд 24
Полынья, -и, род. мн. –ней, ж.
Незамерзшее или уже растаявшее место на

ледяной поверхности реки, озера, моря.

Задание № 4

Составьте с данным словом предложение, употребив
причастия и (или) деепричастия
Полынья, -и, род. мн. –ней, ж.Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.Задание №

Слайд 26Предлагаю вашему вниманию «фигурное» стихотворение
Роберта Саути , английского поэта-романтика, которое

называется
«Лодорский водопад».
Оно написано в 1820 г. как ответ своим детям на вопрос
«Какой он, Лодорский водопад?»
Подумайте, почему у него такая форма?
Предлагаю вашему вниманию «фигурное» стихотворение Роберта Саути , английского поэта-романтика, которое называется «Лодорский водопад». Оно написано в

Слайд 27Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая,

взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь,

Слайд 28
В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными и

деепричастными оборотами.
В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными и деепричастными оборотами.

Слайд 29«Корзина идей»


«Корзина идей»

Слайд 30
Причастия и деепричастия придают речи торжественность.

2. Использование их вызывает много ошибок

при употреблении, что
снижает качество речи.
Причастия и деепричастия придают речи торжественность.2. Использование их вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Слайд 33Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться

к одному и тому же лицу

ОБА ДЕЙСТВИЯ
(главное и добавочное)
ВЫПОЛНЯЕТ ОДНО И ТО ЖЕ ЛИЦО
(то есть человек или зверь, предмет или явление природы).
.
Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому же лицуОБА

Слайд 34

Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой

Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой

Слайд 36Задание № 6
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

в аудитории

началась дискуссия.
у меня возник интерес к этой проблеме.
требуются конкретные примеры.
мы имели в виду главным образом его словарный запас. ЕГЭ
Задание № 6Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Говоря о богатстве языка,в аудитории началась дискуссия.у меня возник интерес к

Слайд 37Употребление причастий и деепричастий
в речи

Употребление причастий и деепричастий в речи

Слайд 38


На уроке я узнал…

На уроке мне особенно понравилось…

-

Сегодня мне удалось…
На уроке  я узнал… На уроке мне особенно понравилось…- Сегодня мне удалось…

Слайд 39Домашнее задание
 §47
С.219 «Возьмите на заметку!»
Упражнение № 532- ВСЕ задания
Выпишите

из произведений художественной литературы 6 предложений с причастными и деепричастными оборотами
Найти информацию о том, какие грамматические термины являются по происхождению причастиями?








Домашнее задание §47 С.219 «Возьмите на заметку!» Упражнение № 532- ВСЕ заданияВыпишите из произведений художественной литературы 6 предложений

Слайд 40СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть