Презентация, доклад по русскому языку на тему Технология изучения отвлеченной лексики на уроках русского языка и литературы

Содержание

способствовать углубленному изучению отвлеченной лексики на уроках русского языка и литературы на материале программных произведений выработать у учащихся продуктивные умения и навыки составления связанных текстов нацелить учащихся на глубокую самостоятельную творческую работу активно содействовать развитию

Слайд 1Технология изучения отвлеченной лексики
на уроках русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Героя
Российской Федерации Соколова Романа Владимировича»
г. Рязани

Учитель высшей категории
русского языка и литературы

Суворова Зинаида Егоровна


Рязань 2016

Технология изучения отвлеченной лексики на уроках русского языка и литературыМуниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 8

Слайд 2 способствовать углубленному изучению отвлеченной лексики на уроках русского языка и

литературы на материале программных произведений
выработать у учащихся продуктивные умения и навыки составления связанных текстов
нацелить учащихся на глубокую самостоятельную творческую работу
активно содействовать развитию сотворчества учителя и ученика в процессе обучения

Цели

способствовать углубленному изучению отвлеченной лексики на уроках русского языка и литературы на материале программных произведений выработать

Слайд 3Задачи
научить учащихся понимать значение отвлеченных слов и использовать их в

своей устной и письменной речи

помочь учащимся овладеть нормами литературного языка

способствовать формированию речевой компетенции учащихся

Задачи научить учащихся понимать значение отвлеченных слов и использовать их в своей устной и письменной речипомочь учащимся

Слайд 4Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества,

действия и состояния:

смех, доброта, ловкость, любовь, душа, верность, честь, нравственность, милосердие, сострадание, духовность, долг

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния:смех, доброта, ловкость, любовь,

Слайд 5 Абстрактные существительные – это слова специфичные, полупассивные в языке учащихся. Чтобы

активизировать употребление отвлеченных слов, стараюсь на программных произведениях раскрыть значения этих слов, показать особенности их словообразования, закрепить данные словоформы в словаре учащихся. Делается это с учетом семантики: рассматриваются абстрактные существительные, связанные с психическим состоянием человека, с душевными его переживаниями, слова, влияющие на эти переживания

Абстрактные существительные – это слова специфичные, полупассивные в языке учащихся. Чтобы активизировать употребление отвлеченных слов, стараюсь на

Слайд 6Слова, мотивированные прилагательными и глаголами, образующиеся суффиксальным и бессуффиксным способами
-есть и

–ость (свежесть, трусость)
-ств(о) (ничтожество, большинство)
-щин (а) (сдельщина)
-изм (реализм, гуманизм)
-иj, -ствиj (радущие, спокойствие)
- от(а) (кислота, доброта)

Немотивированные слова

Беда, ум, страх, мука, печаль, страсть, горе, грусть

Слова, мотивированные прилагательными и глаголами, образующиеся суффиксальным и бессуффиксным способами-есть и –ость (свежесть, трусость)-ств(о) (ничтожество, большинство)-щин (а)

Слайд 7Пути реализации предлагаемой технологии
Развитие интегрированных связей
Формирование навыков самообразовательной работы
Наблюдения за звуковыми

явлениями

Нетрадиционные формы урока с игровой установкой и элементами театрализации

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся

Пути реализации предлагаемой технологииРазвитие интегрированных связейФормирование навыков самообразовательной работыНаблюдения за звуковыми явлениямиНетрадиционные формы урока с игровой установкой

Слайд 8Примерное планирование уроков
5 класс
Уроки по теме «Лексика»
Уроки по теме «Словообразование»
Уроки по

развитию речи
«”Любовь” – имя существительное»

6 класс
Урок по литературе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Урок по развитию речи. «Творчество или неграмотность?»
Уроки по теме «Лексика»

Примерное планирование уроков5 классУроки по теме «Лексика»Уроки по теме «Словообразование»Уроки по развитию речи   «”Любовь” –

Слайд 9Примерное планирование уроков
7 класс
Уроки по теме «Словообразование»
Урок по литературе.

Отвлеченная лексика в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок по развитию речи. Сочинение в эпистолярном жанре (И.С. Тургенев «Ася»)

8 класс
Урок по литературе «Отвлеченная лексика в поэме «Мцыри»»
Уроки по развитию речи. Игра «Пойми меня», «Час редактора»

Примерное планирование уроков7 класс Уроки по теме «Словообразование» Урок по литературе. Отвлеченная лексика в поэме «Песня про

Слайд 109 класс
Урок по литературе «Отвлеченная лексика в романе «Герой нашего

времени» («Дневник Печорина»)
Уроки по развитию речи. Сочинение-миниатюра

10 класс
Урок по литературе «Жизни… урок кровавый» (по роману Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
Урок по развитию речи. «Абстрактные существительные как средство межфразовой связи» (А.П. Чехов «В овраге»)

Примерное планирование уроков

11 класс
Урок по литературе «Изучаем детскую лирику Саши Черного как будущие родители»
Урок по развитию речи. «Они защищали тебя, Ленинград» (Ольга Бергольц)

9 класс Урок по литературе «Отвлеченная лексика в романе «Герой нашего времени» («Дневник Печорина») Уроки по развитию

Слайд 11Тема урока:
5 класс
С л о в о

- Э Т О . . .

"любовь"

Тема урока:5 классС л о в о

Слайд 12формировать умение вводить термин и давать его определение или раскрывать его

значение с помощью конкретизированного описания

Цели

формировать умение последовательно строить абзац от тезиса к доказательствам и от анализа фактов к выводам и обобщениям

способствовать развитию речевой компетенции учащихся

формировать умение вводить термин и давать его определение или раскрывать его значение с помощью конкретизированного описанияЦелиформировать умение

Слайд 13Методика: слово учителя, работа у доски, беседа, работа со словарями, выразительное

чтение, чтение наизусть.

Оборудование: стенд схемы рассуждения; заранее написанная на закры­тых досках словарная статья слова «любовь» из краткого школьного этимоло­гического словаря под редакцией Н.М. Шанского и «Толкового словаря» под редакцией С.И. Ожегова; рисунок на ватмане к стихотворению Саши Черного «Письмо от сына»; раздаточный материал -текст стихотворения Саши Черного «Письмо от сына»; тексты.

Методика: слово учителя, работа у доски, беседа, работа со словарями, выразительное чтение, чтение наизусть.Оборудование: стенд схемы рассуждения;

Слайд 14Любовь - имя существительное
Доказательство:
это слово обозначает отвлеченное понятие и отвечает на

вопрос «что?».
оно имеет категорию рода — ж. р.
слово «любовь склоняется
«любовь» как имя существительное в предложении может быть разными членами предложения

Тезис:

Любовь - имя существительноеДоказательство:это слово обозначает отвлеченное понятие и отвечает на вопрос «что?». оно имеет категорию рода

Слайд 151. Любовь сожгла мне душу.
2. Любви прошу, любви!
3. Страдать

из - за любви - понять не всякому дано.
(синкретизм: обстоятельство и дополнение )
4. Игра в любовь - постоянное занятие.

5. Самая значимая драгоценность для человека- это материнская любовь.

Определите синтаксическую роль слова «любовь»
в данных предложениях

(подлежащее)

(сказуемое)

Вывод: слово «любовь» - имя существительное, потому что оно обладает всеми грамматическими признаками данной части речи.

(дополнение)

(синкретизм: дополнение и определение)

1. Любовь сожгла мне душу. 2. Любви прошу, любви! 3. Страдать из - за любви - понять

Слайд 16Любовь. Общеслав. образование с помощью суффикса –ы от той же основы,

что и любить, любой. Существительное любы (ср. род. п. любъве) под влиянием косвенных падежей изменилось в «любовь», подобно сущ. «свекровь», «морковь» и т. п.

Справка из этимологического словаря

Любовь. Общеслав. образование с помощью суффикса –ы от той же основы, что и любить, любой. Существительное любы

Слайд 17Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или

городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Д.С. Лихачев.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с

Слайд 18Не то что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик


В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И. Тютчев

Не то что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней

Слайд 19Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди

них - любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами, призывами, по­учениями невозможно. Тут нужен совсем иной подход: надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчи­ке полевого колокольчика. Уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса.
А. Низовая
Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них - любовь к Родине, к

Слайд 20Любовь к Родине и природе — это драгоценные чувства, которые нужно

воспитывать с детских лет и воспитывать их не лозунгами и призывами, а постоянно общаясь с природой, сберегая ее.
Любовь к Родине и природе — это драгоценные чувства, которые нужно воспитывать с детских лет и воспитывать

Слайд 21Хорунжий Львов принес листок,
Измятый розовый клочок,
И фыркнул: «Вот писака!»


Среди листка кружок-пунктир,
В кружке каракули: «Здесь мир»,
А по бокам: «Здесь драка».
В кружке царила тишина:
Сияло солнце и луна,
Средь роз гуляли пары,
А по бокам толпа чертей,
Зигзаги огненных плетей
И желтые пожары.
Внизу, в полоске голубой:
«Ты не ходи туда, где бой.
Целую в глазки. Мишка».
Вздохнул хорунжий, сплюнул вбок И спрятал бережно листок:
«Шесть лет. Чудак мальчишка!»
Между 1914 и 1917 г

Саша Черный «Письмо от сына»

Хорунжий Львов принес листок, Измятый розовый клочок, И фыркнул: «Вот писака!» Среди листка кружок-пунктир, В кружке каракули:

Слайд 22здесь мир
з
д
е
с
ь
р
д
а
к
а
Ты не ходи туда, где бой. Целую в

глазки. Мишка
здесь мирздесьрдакаТы не ходи туда, где бой.   Целую в глазки. Мишка

Слайд 23«Любовь, любви, тв. Любовью. Ж.
1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного

влечения...
2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь».

Толковый словарь С.И. Ожегова

«Любовь, любви, тв. Любовью. Ж.1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения...2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь».Толковый словарь

Слайд 24итог урока
Продолжите: «любовь» - это…
Можно ли объясниться в любви, не используя

слова «любовь»
Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…
итог урокаПродолжите: «любовь» - это…Можно ли объясниться в любви, не используя слова «любовь»Сегодня на уроке мне больше

Слайд 251.Образовать от слова «любовь» всевозможные однокоренные слова.
2.Привести примеры со словом

«любовь» из художественной литературы.
3. Выучить наизусть отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева

домашнее задание

1.Образовать от слова «любовь» всевозможные однокоренные слова. 2.Привести примеры со словом   «любовь» из художественной литературы.3.

Слайд 26 Изучение отвлеченных существительных по данной технологии способствует:
овладеть элементарными приемами психологической саморегуляции
помогает

познать самих себя

подготовить к семейной жизни

преодолевать учащимся трудности в общении друг с другом

Изучение отвлеченных существительных по данной технологии способствует:овладеть элементарными приемами психологической саморегуляциипомогает познать самих себяподготовить к семейной жизнипреодолевать

Слайд 27Сочинения детей отличаются большей логической четкостью, последовательностью
Работа по данной технологии эффективна,

что свидетельствует о значительном продвижении учащихся в использовании отвлеченной лексики

Исчезла хаотичность в изложении мыслей, смысловая и грамматическая бессвязность предложений

Реже встречаются случаи неоправданного использования абстрактных слов

Отвлеченные существительные естественно вплетаются в живую ткань детской письменной речи

Сочинения детей отличаются большей логической четкостью, последовательностьюРабота по данной технологии эффективна, что свидетельствует о значительном продвижении учащихся

Слайд 28посильно для учащихся
Результаты работы свидетельствуют о том, что усвоение понятий отвлеченных

существительных

совершенствует качество их письменных и устных ответов

повышает интерес к изучаемой грамматической категории

способствует формированию развитой языковой личности

способствует лучшему усвоению программного курса

Способствует постижению глубины человеческих взаимоотношений

посильно для учащихсяРезультаты работы свидетельствуют о том, что усвоение понятий отвлеченных существительныхсовершенствует качество их письменных и устных

Слайд 29Дипломом II степени в 2003-2004уч. году (6 класс)

По итогам городской олимпиады

по русскому языку

Силкина Инесса

Дипломом III степени в 2005-2006уч. году (8 класс)

Дипломом I степени в 2006-2007уч. году (9 класс)

Дипломом III степени в 2007-2008уч. году (10 класс)

Дипломом III степени в 2004-2005уч. году (7 класс)

награждается

Дипломом II степени в 2002-2003уч. году (5 класс)

Дипломом II степени в 2003-2004уч. году (6 класс)По итогам городской олимпиады по русскому языкуСилкина Инесса Дипломом III

Слайд 30По итогам городской олимпиады по русскому языку
Григорова Ольга
Дипломом II степени в

2006-2007уч. году (9 класс)

Дипломом I степени в 2007-2008уч. году (10 класс)

Дипломом I степени в 2004-2005 уч. году (7 класс)

награждается

По итогам городской олимпиады по русскому языкуГригорова ОльгаДипломом II степени в 2006-2007уч. году (9 класс)Дипломом I степени

Слайд 31Победитель Рязанского городского конкурса ЭССЕ
организован попечительским советом РО МОО «Достижение молодежи»
Аладышева

Галина
6 класс

«Простые слова»

2005 г.

Победитель Рязанского городского конкурса ЭССЕорганизован попечительским советом РО МОО «Достижение молодежи»Аладышева Галина     6

Слайд 32Диплом XI городской конференции исследовательских работ учащихся школ г. Рязани

«Ступени»

награждаются

Силкина Инесса
Коршунова Ирина
учащиеся 10 класса

«За умение вести
публичную дискуссию»

Апрель 2008

Номинация

Достижения учеников

Диплом XI городской конференции исследовательских работ учащихся школ г. Рязани

Слайд 33Диплом II степени
по итогам XI городской конференции исследовательских работ учащихся
школ

г. Рязани
«Ступени»

награждаются

Силкина Инесса
Коршунова Ирина
учащиеся 10 класса

Апрель 2008

Достижения учеников

Диплом II степенипо итогам XI городской конференции исследовательских работ учащихся школ г. Рязани «Ступени»награждаютсяСилкина Инесса Коршунова Иринаучащиеся

Слайд 34Личные достижения

Личные достижения

Слайд 35Личные достижения

Личные достижения

Слайд 36Личные достижения

Личные достижения

Слайд 37Почетная грамота
За многолетний добросовестный труд, большой вклад в дело обучения и

воспитания подрастающего поколения и в связи с 50-летием общеобразовательного учреждения

2006 г

Почетная грамотаЗа многолетний добросовестный труд, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения и в связи

Слайд 38Лирическое отступление...
Мое кредо человека и учителя
«Если я говорю языками человеческими и

ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы
Лирическое отступление...Мое кредо человека и учителя	«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то

Слайд 39Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не

радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает..."

Новый Завет, 1-е послание Коринфянам Святого Апостола Павла, 13: 1-8)

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,Не радуется неправде, а сорадуется истине;Все покрывает,

Слайд 40Спасибо за внимание
Любите и будьте любимы !

Спасибо за вниманиеЛюбите и будьте любимы !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть