Презентация, доклад по русскому языку на тему Выразительные средства русского языка (система работы обучающихся при подготовке выполнения задания 3 ОГЭ)

Содержание

Цель: Подготовка обучающихся к выполнению задания 3

Слайд 1Приморский краевой институт развития образования Задание 3. Выразительные средства русского языка (система работы

обучающихся при подготовке к выполнению задания 3 ОГЭ) 2018, февраль
Приморский краевой институт  развития образования  Задание 3. Выразительные средства русского языка  (система работы обучающихся

Слайд 2Цель: Подготовка обучающихся к выполнению задания 3

Цель: Подготовка обучающихся к выполнению задания 3

Слайд 3Работу выполнили: Лесная Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная

категория, МКОУ СОШ п. Терней Приморского края, Тернейский район; Малёванная Людмила Фёдоровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ с. Борисовка Уссурийского городского округа; Внукова Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, МБОУ школа с. Анучино Приморского края; Ершова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, МБОУ школа с. Новогордеевка Приморского края.
Работу выполнили:  Лесная Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, МКОУ СОШ п.

Слайд 4ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Литературное чтение. Москва.

«Просвещение», 2011 г.
ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Литературное чтение. Москва. «Просвещение», 2011 г.

Слайд 5Раздел 1. Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Литературное чтение» в особой мере

влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует … формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности…

Раздел 1. Общая характеристика учебного предмета.Курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:1. Освоение

Слайд 6Раздел «Виды речевой деятельности» включает содержательную линию «Говорение (культура речевого общения)»

Говорение

на основе разных видов текста определяют специфические умения вести диалог, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания).


Раздел «Виды речевой деятельности» включает содержательную линию «Говорение (культура речевого общения)»Говорение на основе разных видов текста определяют

Слайд 7Раздел «Содержание начального общего образования по учебному предмету»

Виды речевой деятельности.
Работа с

текстом художественного произведения:
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка;
Последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики…
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
Раздел «Содержание начального общего образования по учебному предмету»Виды речевой деятельности.Работа с текстом художественного произведения:Самостоятельное воспроизведение текста с

Слайд 8Письмо (культура письменной речи):

… использование в письменной речи выразительных средств языка

(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях…

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, звукопись, олицетворение, повтор.
Письмо (культура письменной речи):… использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях…Литературоведческая пропедевтика

Слайд 9ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 –

9 классы. 2 изд. доработанное, Москва, «Просвещение», 2011 г.
ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. 2 изд. доработанное, Москва,

Слайд 10Общая характеристика учебного предмета

Цель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать и

интерпретировать художественный текст.

Результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- владение элементарной литературной терминологией при анализе литературного произведения;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Общая характеристика учебного предметаЦель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать и интерпретировать художественный текст.Результаты изучения учебного предметаПредметные

Слайд 11Содержание основного общего образования по учебному предмету

Раздел 11. Сведения по теории

и истории литературы

Художественная речь. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория)
Содержание основного общего образования по учебному предметуРаздел 11. Сведения по теории и истории литературыХудожественная речь. Изобразительно-выразительные средства:

Слайд 12ФГОС второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. Москва:

Просвещение, 2010 г.
ФГОС второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. Москва: Просвещение, 2010 г.

Слайд 13Основное содержание
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 9. Лексикология и фразеология.
Лексикология как

раздел лингвистики…
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение. Переносное значения слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Основное содержаниеСодержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенцииРаздел 9. Лексикология и фразеология.Лексикология как раздел лингвистики…	Однозначные и многозначные слова; прямое

Слайд 14Примерное тематическое планирование

Примерное тематическое планирование

Слайд 21ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
3. Укажите предложение, в котором средством

выразительности речи является метафора.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
ФИПИ.  Открытый банк заданий ОГЭ3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.3. Укажите предложение,

Слайд 22ЕГЭ. Открытый банк заданий.

ЕГЭ. Открытый банк заданий.

Слайд 23Львов С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник

для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. Ч. 2. Москва: Мнемозина, 2012 г., 9 изд.


Раздел 9. Лексикология и фразеология.

Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение.
Синонимы, омонимы, антонимы.
Понятия «прямое» и «переносное» значения слова даются подробно в соответствии с возрастом.
Объясняются понятия «сравнение», «метафора», «эпитет», «олицетворение».

Львов С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях.

Слайд 24Авторы учебника предлагают по теме следующие задания:
Найти в отрывках сравнение, метафору,

олицетворение, эпитеты.
Указать, какими выразительными средствами пользуются авторы?
Употребить данные слова, чтобы получилось олицетворение.
Попробуйте подобрать как можно больше эпитетов к слову даль.
Из художественных произведений выпишите примеры, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении. Определите вид средств художественной изобразительности.
Спишите текст… Найдите примеры метафоры, эпитеты, олицетворения.
Авторы учебника предлагают по теме следующие задания:Найти в отрывках сравнение, метафору, олицетворение, эпитеты.Указать, какими выразительными средствами пользуются

Слайд 25Литература.
Программа по литературе 5 – 11 класс. В. Я. Коровин.
Учебник

литературы под ред. В. Я. Коровина.

А. С. Пушкин. «Няне».
Вопросы и задания:
Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Какими средствами звукописи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?
Литература. Программа по литературе 5 – 11 класс. В. Я. Коровин.Учебник литературы под ред. В. Я. Коровина.А.

Слайд 26Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы)
Какие сравнения, эпитеты

помогают создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

И. С. Тургенев. «Муму».
Даётся определение терминов «сравнение», «гипербола».
Задание: Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте.

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы)Какие сравнения, эпитеты помогают создать портрет русской женщины? Приведите

Слайд 27А. А. Фет.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес

высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег».

Задание: Подумайте, как поэту удалось передать величественность, широту, простор изображённой картины. Обратите внимание на эпитеты «высоких», «далёких».
А. А. Фет. Чудная картина,Как ты мне родна:Белая равнина,Полная луна,Свет небес высоких, И блестящий снег,И саней далёкихОдинокий

Слайд 28Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

(Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.) – М.: Просвещение, 2012 г.

Раздел «Лексика. Культура речи»
Слово и его лексическое значение
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Омонимы
Синонимы
Антонимы


Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.,

Слайд 29Упр. 337. Задание. Найти многозначные слова, разделить на однозначные и многозначные.

Упр.

338. Задание. Даны слова. Какие из этих слов однозначные, а какие – многозначные? В случае затруднений обращайтесь к словарю в учебнике.

Упр. 339. Прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях явлениях:
форма предмета;
2) характер действия?
Упр. 337. Задание. Найти многозначные слова, разделить на однозначные и многозначные.Упр. 338. Задание. Даны слова. Какие из

Слайд 30Прямое и переносное значение слов

Упр. 347. Укажите, в каких примерах выделенные

слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.

Упр. 350. Какие действия человека приписываются неодушевлённым предметам в этих стихотворениях? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

Прямое и переносное значение словУпр. 347. Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в

Слайд 31Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

(Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.) – М.: Просвещение, 2012 г.

Раздел «Фразеология. Культура речи»

Фразеологизмы
Источники фразеологизмов
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.,

Слайд 32Упр. 144. Найдите фразеологизмы. Объясните их значение.

Упр. 145. Рассмотрите шутливые

рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду художник? Запишите эти фразеологизмы.

Упр. 146. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами.

Упр. 147. Найдите фразеологизмы в басне И. Крылова. Как вы понимаете их значение? Для чего автор их использует?
Упр. 144. Найдите фразеологизмы. Объясните их значение. Упр. 145. Рассмотрите шутливые рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду

Слайд 44Система подготовки к промежуточной и итоговой аттестации предусматривает использование современных технологий:

тестовые;
групповые;
информационно-коммуникационные;
технологии

дифференциации;
личностно-ориентированные;
здоровьесберегающие;
педагогика сотрудничества.

Система подготовки к промежуточной и итоговой аттестации предусматривает использование современных технологий:тестовые;групповые;информационно-коммуникационные;технологии дифференциации;личностно-ориентированные;здоровьесберегающие;педагогика сотрудничества.

Слайд 45Методы:

индивидуальная работа;
анкетирование;
тесты;
творческая работа;
метод проектов.

Методы:индивидуальная работа;анкетирование;тесты;творческая работа;метод проектов.

Слайд 46ПРИЁМЫ:
«толстый и тонкий»;
составление алгоритмов;
синквейн;
нахождение лишнего предмета в группе;
- чтение с остановками.

ПРИЁМЫ:«толстый и тонкий»;составление алгоритмов;синквейн;нахождение лишнего предмета в группе;- чтение с остановками.

Слайд 47Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть