Презентация, доклад по русскому языку на тему: Исследовательский метод преподавания

Содержание

« Исследовательский метод преподавания - это методика, которая поможет сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным знаниям..» (Н.И. Пирогов)

Слайд 1Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе исследовательской деятельности
на

уроках русского языка


1

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе исследовательской деятельности  на уроках русского языка 1

Слайд 2
« Исследовательский метод преподавания - это методика, которая поможет

сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным знаниям..» (Н.И. Пирогов)

« Исследовательский метод преподавания - это методика, которая поможет сделать учеников восприимчивыми к науке, дать

Слайд 3Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для

успешной социализации и самореализации личности;
совершенствование знаний учащихся в определённой области науки;
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности:
- наблюдение;
- самостоятельный анализ фактов;
- выдвижение гипотезы и её проверка;
- формулирование выводов;
развитие личностных качеств учеников:
- коммуникативные, рефлексивные умения.

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;совершенствование знаний

Слайд 4Метапредметные результаты изучения проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее,

Метапредметные результаты изучения проявляются в:умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Слайд 51.Этапы исследовательской деятельности:
постановка проблемы;
сбор языкового материала;
анализ существующих способов описания и методов

анализа материала;
собственно анализ материала.

Исследовательское обучение должно
быть направлено не столько на знание
фактов, сколько на видение причинно-
следственных связей, развитие
логического мышления.
1.Этапы исследовательской  деятельности:постановка проблемы;сбор языкового материала;анализ существующих способов описания и методов анализа материала;собственно анализ материала. Исследовательское

Слайд 6 Виды заданий 1.

Задания, построенные на сборе языкового материала:

Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи».
2. «В русских словах приставка не может стоять после корня».
3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса».

/с успехом применяем в среднем звене/

Задание должно быть проблемным,
то есть допускающим различные версии!

Виды заданий  1. Задания, построенные на сборе

Слайд 72. Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему:
Даны примеры, показывающие

основные способы
словообразования. Найдите ошибочные примеры.
приставочный: досрочный, направо;
суффиксальный: орешник, серебряный;
приставочно-суффиксальный:
подосиновик, безымянный.
сложение: паровоз, прошлогодний;


2. Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему:Даны примеры, показывающие основные способысловообразования. Найдите ошибочные примеры.приставочный:

Слайд 8 3.Анализ языкового материала

цель: выход на новую информацию

Тема: «Правописание НЕ с наречиями на –о и –е».

I. Выдвижение гипотезы.
II. Исследование материала.

1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
2. Мальчик был одет неряшливо.
Щенок вскочил и угодил нечаянно лапой в миску.
3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно.
Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо.
4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться.
Иван взмахнул руками и совсем не осторожно сорвался вниз.

III. Формулирование вывода, проверка гипотезы
Ответы учащихся: вывод, формулирование правила.
– Вы сформулировали правило. Посмотрим, как
звучит оно в учебнике.





3.Анализ языкового материала

Слайд 94.Игровая деятельность на уроке как разновидность развивающих технологий
1.«Справочное бюро» - выбрать

слово, соответствующее
лексическому значению:
колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо.

2. «Эрудит» - раскрыть значение слов:
милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство...
3. «Диктор» - расставить ударения:
агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент…

4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово,
Город - … - пригородный, летать - ... – перелётный,
вода – подводный, прохлада – прохладненький.

5.«Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать
словам новое ЛЗ.
Астрология – раздел ботаники, баранка – овца,
бездарь – тот, кому ничего не подарили, весельчак –
гребец, изверг - вулкан, стриж – парикмахер.





4.Игровая деятельность на уроке как разновидность развивающих технологий1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее   лексическому значению:

Слайд 105.Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие.
Грамматическая система

языка строга, всё в ней точно и
обоснованно. Суровым равнодушием веет от многочисленных
правил, касающихся употребления в речи различных слов. Но
не всегда Грамматика столь холодна к человеку.
Есть в ней удивительная часть речи, которая проявляет свою
морфологическую сущность предложениях о внутреннем
состоянии человека, окружающей его среды. Именно в Категории
состояния Грамматика выражает свою заинтересованность:
«Каково тебе, Человек? Каков мир вокруг тебя?»
Категория состояния – молодая часть речи, образованная на
базе наречия. У неё нет окончания, она не изменяется. Но это
не мешает ей быть единственным главным членом предложения
– сказуемым - при отсутствии действующего лица. Какая ещё
часть речи осмелилась бы выражать состояние души человека? И только ей – молодой и дерзкой – всё нипочём!
Переход в иное психологическое состояние, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя.

5.Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие.  Грамматическая система языка строга, всё в ней точно и

Слайд 11 Учебник русского языка для 6-7 классов под редакцией С.И.Львовой

в рубрике «Проводим самостоятельное мини – исследование» включены задания, предполагающие составление проектов, лингвистические эксперименты, исследования.
Учебник русского языка для 6-7 классов под редакцией С.И.Львовой  в рубрике «Проводим самостоятельное мини –

Слайд 12Провести мини-исследование слова: охарактеризовать его произношение, морфемное строение, этимологию, лексическое значение

и основные морфологические признаки.

Ответить на вопросы: для чего нужен предмет? Как он появился? Право учителя заключается в том, что можно изменить содержание задания, дополнить его. Например, посмотреть толкование лексического значения в словаре С.И.Ожегова и в словаре В.И.Даля. Привести для сравнения примеры текстов из художественной литературы, выполнить рисунки.

Провести мини-исследование слова: охарактеризовать его произношение, морфемное строение, этимологию, лексическое значение и основные морфологические признаки.

Слайд 13При изучении частей речи–имени существительного, имени прилагательного, глагола- включена тема «Культура

речи. Употребление части речи в тексте».

Например, говоря о роли имени существительного, я предлагаю шестиклассникам провести лингвистический эксперимент:
Прочитать текст без имён существительных.
Определить тему текста.
Прочитать текст с именами существительными и сформулировать вывод о роли существительных в речи.

При изучении частей речи–имени существительного, имени прилагательного, глагола- включена тема «Культура речи. Употребление части речи в тексте».

Слайд 14При изучении глагола прошу шестиклассников провести исследование текста:
Текст предлагаю один, а

задания для групп разные.
Например, первой группе:
Определите стиль текста. Обоснуйте своё решение.
Найдите глаголы – олицетворения.
Найдите глаголы - метафоры. Сформулируйте вывод о роли глагола в тексте.

При изучении глагола прошу шестиклассников провести исследование текста:Текст предлагаю один, а задания для групп разные.Например, первой группе:Определите

Слайд 15Вторая группа получает следующие задания:
1.Подсчитайте количество слов в данном тексте.

2. Подсчитайте количество глаголов в тексте. 3. Примените знания математики: высчитайте процент употребления глаголов в тексте по формуле: количество слов в тексте–100%; количество глаголов в тексте – Х. Х= количество глаголов * 100% : количество слов в тексте = количество глаголов.
Вывод: по частоте употребления глагол стоит на втором месте после имени существительного. Обычно в тексте употребляется до 15% глаголов.

Вторая группа получает следующие задания: 1.Подсчитайте количество слов в данном тексте. 2. Подсчитайте количество глаголов в тексте.

Слайд 16 Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
Урок

– исследование
Урок – лаборатория
Урок – творческий отчет
Урок «удивительное рядом»
Урок фантастического проекта
Урок – защита исследовательских проектов
Урок – экспертиза
Урок открытых мыслей

10

Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:Урок – исследованиеУрок – лабораторияУрок – творческий

Слайд 17 При выставлении оценки учитывается:
умение формулировать

проблему
и предлагать пути её решения;
умение сформулировать и высказать собственную точку зрения;
умение аргументировать собственную точку зрения;
активность работы в группе;

корректность в отстаивании своей позиции.

При выставлении оценки      учитывается: умение формулировать проблему  и предлагать

Слайд 18Подведём итоги!
В исследовательском обучении
усвоение теоретической темы не

самоцель, а средство логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставлении
имеющихся мнений.
Именно это умение будет
востребовано в жизни
любого из учащихся,
тогда как содержание большей
части школьных курсов
не будет использоваться.
Подведём итоги!В исследовательском обучении   усвоение теоретической темы не самоцель, а средство логического мышления, умения добывать

Слайд 19Так должно быть!
\

Вместе с тем преподавание русского языка не

может состоять исключительно
из исследовательских заданий.

Необходимо внедрять элементы исследователь-ской деятельности,
сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.

Так должно быть!\  Вместе с тем преподавание русского языка не может состоять исключительно   из

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть