Презентация, доклад по русскому языку на тему Н-нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

Содержание

Стою после корняПеред окончанием.Другое слово получу,Коль его я заменю. Лингвистическая загадкаЗапомни, друг, мои словаСова мудра – всегда права

Слайд 1КГУ «Бель-Агачская средняя школа»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Сарсенова Елена Тусупжановна

КГУ «Бель-Агачская средняя школа»Подготовила:учитель русского языка и литературыСарсенова Елена Тусупжановна

Слайд 2Стою после корня
Перед окончанием.
Другое слово получу,
Коль его я заменю.
Лингвистическая загадка
Запомни,

друг, мои слова
Сова мудра – всегда права
Стою после корняПеред окончанием.Другое слово получу,Коль его я заменю. Лингвистическая загадкаЗапомни, друг, мои словаСова мудра – всегда

Слайд 3Повторение
Качественные

Серые (тучи)
сельский (житель)
низкий (человек)
волчий (след)
Относительные

мамин (платок)
лисья (нора)
февральский (день)
кирпичный (дом)


Найди и исправь

ошибку

Притяжательные

вчерашний (день)
лучшая (подруга)
заячьи (следы)
папин (ремень)

ПовторениеКачественныеСерые (тучи)сельский (житель)низкий (человек)волчий (след)Относительныемамин (платок)лисья (нора)февральский (день)кирпичный (дом)Найди и исправь ошибку Притяжательныевчерашний (день)лучшая (подруга)заячьи (следы)папин (ремень)

Слайд 4Проверь себя!
Качественные

Серые (тучи)
низкий (человек)
лучшая (подруга)

Относительные

сельский (житель)
февральский (день)
кирпичный (дом)
вчерашний (день)


Притяжательные

заячьи (следы)
папин (ремень)
волчий

(след)
мамин (платок)
лисья (нора)

Проверь себя!КачественныеСерые (тучи)низкий (человек)лучшая (подруга)Относительныесельский (житель)февральский (день)кирпичный (дом)вчерашний (день)Притяжательныезаячьи (следы)папин (ремень)волчий (след)мамин (платок)лисья (нора)

Слайд 5Лисенок,
медвежонок,
темноватый,
сероватый,
летчик,
строитель,
домик,
шалашик.
Задание: заполните кластер, проанализировав

данные слова.
Лисенок, медвежонок, темноватый, сероватый, летчик, строитель,домик, шалашик. Задание: заполните кластер, проанализировав данные слова.

Слайд 6Кластер
суффикс
место в слове
значения
?
?
?
?
?



функция

Кластерсуффиксместо в словезначения?????функция

Слайд 7ПРОВЕРЬ!
суффикс
ПОСЛЕ КОРНЯ
значения
НОВЫХ СЛОВ
УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЙ
ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ
ЧУТЬ-ЧУТЬ
ЛИЦО.
ПРОФЕССИЯ



ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОВЕРЬ!суффиксПОСЛЕ КОРНЯзначенияНОВЫХ СЛОВУМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЙДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХЧУТЬ-ЧУТЬЛИЦО.ПРОФЕССИЯОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 8Прочитайте слова и определите тему урока.



ЗИМ (Н, НН) ИЙ, ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ,

ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ, КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,

ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ.

Прочитайте слова  и определите тему урока.

Слайд 9

Проверим


ЗИМ (Н, НН) ИЙ, ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ,

ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ, КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,

ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ.

Проверим

Слайд 10

Правописание букв Н-НН
в именах прилагательных.
Тема урока

Правописание букв Н-НН в именах прилагательных.Тема урока

Слайд 11Познакомиться с правописанием букв Н – НН
в именах прилагательных,

образованных от имён существительных;

Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;

Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.

Цели урока:

Познакомиться с правописанием букв Н – НН  в именах прилагательных, образованных от имён существительных;Уметь выбирать Н

Слайд 12Задание: спишите, проведите исследование, проанализировав по схеме :



1 группа

Кожаная,
серебряная,
глиняный,
песчаный,
ледяной.



2 группа

Гусиный,
Воробьиное,
журавлиная,
лошадиный,
орлиный.


3 группа

Сонный, законный,
конный,
длинный,
туманный.

4 группа

Клюквенный, информационный, искусственный, революционный,
соломенный.

Задание: спишите, проведите исследование, проанализировав по схеме :

Слайд 13 Н
Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от

существительных.

НН

1. -Н- : если корень слова
не оканчивается на Н ;

2. -ИН- :
суффикс указывает на
принадлежность к живому
существу;

3. - АН-(ЯН) :
прилагательные с этими
суффиксами обозначают
материал, из которого сделан
предмет.

1. -Н + Н- :
если корень слова
оканчивается на Н ;

2. - ОНН-

3. - ЕНН-

Исключ.: стеклянный
оловянный
деревянный

Исключ.: ветреный



Н Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от

Слайд 14Закрепи!
Запиши прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса -ИН- ,

- АН- (ЯН) -
Закрепи!Запиши прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса -ИН- , - АН- (ЯН) -

Слайд 15Закрепи!
Запиши прилагательные, в которых НН

Закрепи!Запиши прилагательные, в которых НН

Слайд 16Игра “Эрудит”
Прочитайте прилагательные. Чем отличаются по значению пары прилагательных? Составьте с

ними предложения.
Ветряной – ветреный
Серебряный – серебреный
Языковая – языковая
Складный - складной

Игра “Эрудит”Прочитайте прилагательные. Чем отличаются по значению пары прилагательных? Составьте с ними предложения.Ветряной – ветреныйСеребряный – серебреныйЯзыковая

Слайд 17Кожа…ая куртка
Серебря…ые часы
Гуси…ое перо
Клюкве… ый сок
Тума… ая даль
Искусстве… ый мех
Задание: спишите

словосочетания,
вставив пропущенные буквы.

н

н

н

нн

нн

нн

Кожа…ая курткаСеребря…ые часыГуси…ое пероКлюкве… ый сокТума… ая дальИскусстве… ый мехЗадание: спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы.ннннннннн

Слайд 19Образуйте прилагательные от существительных.
а) чугун, глина;
б) лимон, телефон;
в) журавль, дерево.
практика
определите значение

фразеологических оборотов.

мыши…ая возня
дли…ый язык
за каме…ой стеной

а) чугунный, глиняный;
б) лимонный, телефонный;
в) журавлиный, деревянный.

мышиная возня
длинный язык
за каменной стеной

Образуйте прилагательные от существительных.а) чугун, глина;б) лимон, телефон;в) журавль, дерево.практикаопределите значение фразеологических оборотов.мыши…ая вознядли…ый языкза каме…ой стенойа)

Слайд 20Задание: образуйте от данных слов имена прилагательные с Н и НН

в суффиксах, графически обозначив изученную орфограмму.

Ветер,
карман,
вода,
земля,
весна,
закон,
лёд,
окно,
машина,
утка,
авиация,
обед.

Ветреный,
карманный,
водяной,
земляной,
весенний,
законный,
ледяной,
оконный,
машинный,
утиный,
авиационный,
обеденный.

Задание: образуйте от данных слов имена прилагательные с Н и НН в суффиксах, графически обозначив изученную орфограмму.Ветер,

Слайд 21ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ
Внимание! Н НН
Ледя(н,нн)ая

фигура
Были(н,нн)ый герой
Деревя(н,нн)ый дом
Ржа(н,нн)ой хлеб
Румя(н,нн)ое лицо
Авиацио(н,нн)ый перелёт
Мужестве(н,нн)ый человек
Звери(н,нн)ый крик


ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТВнимание!    Н     ННЛедя(н,нн)ая фигура

Слайд 22Проверь себя
Нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5

и более ошибок - 2














Проверь себяНет ошибок – 51-2 ошибки – 43-4 ошибки – 35 и более ошибок - 2

Слайд 23 Отгремел последний сентябр…ский гром. Прошли тихие холодные
дожди. Лес стоит сон…ый,

невеселый, хмурый.
По утрам слышен в небе журавли…ый крик. Это журавли летят в теплые
страны. За ними тянутся гуси…ые и ути…ые стаи.
Лесные жители попрятались от морозов. Муравьи…ые дома накрыты
прочными ледя…ыми куполами. В лучах холодного солнца они блистают, как
стекля…ые. Это утре…ий морозец выстроил над муравейником блестящий
ледя…ой колпак.

Работа с учебником

Упражнение 577

Отгремел последний сентябр…ский гром. Прошли тихие холодные дожди. Лес стоит сон…ый, невеселый, хмурый.	По утрам слышен в небе

Слайд 24

Отгремел последний сентябрьский гром. Прошли тихие холодные
дожди. Лес стоит сонный,

невеселый, хмурый.
По утрам слышен в небе журавлиный крик. Это журавли летят в теплые
страны. За ними тянутся гусиные и утиные стаи.
Лесные жители попрятались от морозов. Муравьиные дома накрыты
прочными ледяными куполами. В лучах холодного солнца они блистают, как
стеклянные. Это утренний морозец выстроил над муравейником блестящий
ледяной колпак.

ПРОВЕРИМ

Отгремел последний сентябрьский гром. Прошли тихие холодные дожди. Лес стоит сонный, невеселый, хмурый.	По утрам слышен в небе

Слайд 25 Тест

1. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква

Н? 1) единстве...ый друг 2) ветчи...ая колбаса 3) еди...ые требования 4) карти...ая галерея 2. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н? 1) бараба...ый бой 2) глиня...ый кувшин 3) масля...ый насос 4) песча...ый пляж 3. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н? 1) гуси...ое перо 2) дикови...ая шкатулка 3) лоси...ая тропа 4) петуши...ый гребень 4. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н? 1) платя...ой шкаф 2) ветря...ая мельница 3) багря...ый закат 4) оловя...ый солдатик 5. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н? 1) каме...ая ограда 2) ветре...ый день 3) лекарстве...ый сбор 4) тыкве...ая каша
Тест1. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н?  1) единстве...ый друг 2)

Слайд 26


Тест
1. 3
2. 1
3. 2
4. 4
5. 2

Критерии оценки:
«5» -5;
«4»-4;
«3»- 3;
«2» – 2

и меньше




Образование слов
Ветреный, карманный,
водяной, земляной,
ледяной, оконный,
машинный, утиный,
авиационный, обеденный.
Критерии оценки:
«5» – 10;
«4» - 8-9;
«3» – 7-6;
«2» - 5 и меньше

Тест1. 32. 13. 24. 45. 2Критерии оценки:«5» -5;«4»-4;«3»- 3;«2» – 2 и меньшеОбразование словВетреный, карманный,водяной, земляной,ледяной, оконный,машинный,

Слайд 27Домашнее задание.
§44 правило , задания 2 и 3 по выбору учащихся.
Составить

словосочетания «прил.+сущ.» для словарного диктанта, используя прилагательные на изученную орфограмму.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя прилагательные на изученную орфограмму.

Учащиеся сами выбирают себе задание из предложенных. Каждое
задание оценивается по разному: №2 – «4», №3 – «5»

Домашнее задание.§44 правило , задания 2 и 3 по выбору учащихся.Составить словосочетания «прил.+сущ.» для словарного диктанта, используя

Слайд 28

рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие сложности у вас возникли

при выполнении заданий?
Какие из заданий вам понравились больше всего?

Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне понравилось…
Я открыл для себя…
Было интересно…

рефлексияЧто нового вы узнали сегодня на уроке?Какие сложности у вас возникли при выполнении заданий?Какие из заданий вам

Слайд 29Подведение итогов.
Что надо знать для того, чтобы правильно

выбирать написание букв
Н или НН в прилагательных?
Назовите слова – исключения.

Подведение итогов.   Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв  Н или

Слайд 30

Спасибо за урок !

Спасибо за урок !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть