Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Содержание

Цели: - Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках разных частей речи.- Развитее умения употреблять формы слова в речи.- Привитие чувства люби к русскому языку.

Слайд 1

Тема урока:

«Морфология.
Общее грамматическое значение частей речи.
Нормативное употребление форм

слова.»




Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч. Выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. И. Куприн.

Тема урока: «Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное употребление форм слова.»Эпиграф: «Русский язык в умелых руках

Слайд 2Цели:
- Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках разных частей

речи.
- Развитее умения употреблять формы слова в речи.
- Привитие чувства люби к русскому языку.
Цели: - Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках разных частей речи.- Развитее умения употреблять формы слова

Слайд 3Человеческое слово стрелы острее.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Пулей попадешь в

одного, а метким словом в тысячу.

Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает.
Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать.Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу.Ветер

Слайд 4«Обращаться с языком
кое – как - значит
и мыслить кое

– как: неточно, приблизительно, неверно». Л. Н. Толстой.
«Обращаться с языком кое – как - значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно». Л.

Слайд 5Вопросы:
1.Что изучает морфемика?

2.Из каких частей состоят слова?

3.Какая морфема является основной

частью слова?

4.В какой части слова заключается полное лексическое значение?

5.Какое назначение имеют в слове приставки и суффиксы?

6.Назовите основные способы словообразования?
Какую функцию выполняет окончание слова?

Вопросы:1.Что изучает морфемика? 2.Из каких частей состоят слова?3.Какая морфема является основной частью слова?4.В какой части слова заключается

Слайд 6


Вопросы:
1.Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть

речи?

2.Сколько частей речи в русском языке?

3.На какие группы можно разделить все части речи?

4.По какому принципу происходит деление частей речи на группы?

Вопросы:1.Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи?2.Сколько частей речи в русском языке?3.На

Слайд 7Таблица «Самостоятельные части речи»
Таблица: «Служебные части речи»
______________________________________________________________

Таблица «Самостоятельные части речи»Таблица: «Служебные части речи»______________________________________________________________

Слайд 9I. Магистраль (что?) – сущ.
II. Пост: неодуш., нариц.,III скл., ж. р.,


непост: ед. ч., предл. п.
III.На магистрали ( на чем?)
_____________________________________________________________________________

Морфологический разбор

I. Магистраль (что?) – сущ.II. Пост: неодуш., нариц.,III скл., ж. р., непост: ед. ч., предл. п.III.На магистрали

Слайд 10. Образование формы Им. п. мн. ч. существительных

Именительный падеж
имени существительного

м. р. и ж. р.


-ы(-и) -а(-я)
( нейтральный характер речи, (разговорная речь)
книжный)
Искл: города, села.

. Образование формы Им. п. мн. ч. существительныхИменительный падеж имени существительного м. р. и ж. р.

Слайд 11Перепишите. Раскрывая скобки.

Заграничные (паспорт),
коллективные (договор),
опытные (доктор), предстоящие (выбор),

молодые (офицер), искусные (повар),
приехавшие (лектор), праздничные (торт).
Перепишите. Раскрывая скобки. Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), искусные (повар), приехавшие (лектор),

Слайд 12
Заграничные паспорта, коллективные договоры, опытные доктора,
предстоящие выборы, молодые офицеры,

искусные повара, приехавшие лекторы, праздничные торты.

«Проверь себя!»

Заграничные паспорта, коллективные договоры, опытные доктора, предстоящие выборы, молодые офицеры, искусные повара, приехавшие лекторы, праздничные торты.«Проверь себя!»

Слайд 13Образование формы Р. п. мн. ч. сущ.
Родительный падеж множественного числа
имени

существительного


(-ов (-ев)- (-ей)- нулевое окончание
2 скл , м.р. 1, 2, 3 скл 1, 2 скл.
много помидоров морей, степей дорог, дел

Образование формы Р. п. мн. ч. сущ.Родительный падеж множественного числа имени существительного(-ов (-ев)-

Слайд 14Башкиры – башкир, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны. Татары, туркмены, цыгане,

турки.
Киргизы- киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.
Валенки – валенок, сапоги, чулки, ботинки.
Ремешки – ремешков, носки.
Вольты – вольт, амперы, микроны, аршины.
Метры – метров, граммы. Килограммы, гектары. Лимон – лимонов, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

От существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа.

Башкиры – башкир, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны. Татары, туркмены, цыгане, турки.Киргизы- киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.Валенки

Слайд 15«Проверь себя!»
Болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок.
Казахов, узбеков,

таджиков, якутов.
Сапог, чулок. Ботинок. Носков.
Ампер, микрон, аршин. Граммов, килограммов, гектаров. Апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов.

«Проверь себя!»Болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок.Казахов, узбеков, таджиков, якутов.Сапог, чулок. Ботинок. Носков.Ампер, микрон,

Слайд 16. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных .

. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных .

Слайд 17. Образуйте от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень
(

простую или составную)
1.Смородина (вкусный) крыжовника.
2.Олово (плавкий) металл, чем свинец.
3.Ключевая вода( чистый) речной.
4. Твой рисунок ( красивый) моего.
5.(Низкий) зимние температуры бывают в Якутии.
6. Малина ( сладкий) брусника).
7. У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего.

. Образуйте от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень( простую или составную)1.Смородина (вкусный) крыжовника. 2.Олово

Слайд 18. Склонение имен числительных

. Склонение имен числительных

Слайд 191.У кузницы стояло (два, двое) саней и (три, трое) телеги.
2.

( Два, двое) суток продолжалась метель.
3. ( Четыре, четверо) друзей отправились в поход.
4. ( Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.
5. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.
6. Город расположен на (обе, оба) берегах реки.
___________________________________________________________________

Перепишите, выбирая нужную форму числительного.

1.У кузницы стояло (два, двое) саней и (три, трое) телеги. 2. ( Два, двое) суток продолжалась метель.

Слайд 20«Поверь себя!»
Перепишите, выбирая нужную форму числительного. 1.У кузницы стояло двое саней и

три телеги.
2. Двое суток продолжалась метель.
3. Четверо друзей отправились в поход.
4. Шесть девушек поступили на курсы секретарей.
5. По обеим сторонам улицы устроены газоны. 6. Город расположен на обоих берегах реки.
«Поверь себя!»Перепишите, выбирая нужную форму числительного. 1.У кузницы стояло двое саней и три телеги. 2. Двое суток

Слайд 21. Основные трудности в образовании глагольных форм.

. Основные трудности в образовании глагольных форм.

Слайд 22
Запишите глаголы в 1 лице множественного числа настоящего и будущего времени,

не меняя вида глагола. Стучать, стукнуть, постучать, постукивать; слышу, слушаю, услышу, недослышу; вижу, предвижу.
Запишите глаголы в 1 лице множественного числа настоящего и будущего времени, не меняя вида глагола. Стучать, стукнуть,

Слайд 23Запишите глаголы в 1 лице множественного числа настоящего и будущего времени,

не меняя вида глагола.
Стучать – стучим, будем стучать; стукнуть - стукнем; постучать – постучим; постукивать – постукиваем, будем постукивать; слышу –слышим, будем слышать; слушаю – слушаем, будем слушать; услышу – услышим; недослышать – недослышим; вижу – видим, будем видеть; предвижу – предвидим.

«Проверь себя!»

Запишите глаголы в 1 лице множественного числа настоящего и будущего времени, не меняя вида глагола. Стучать –

Слайд 24Вопросы:
Как образуется форма И. п. мн.ч. существительных?
Как образуется форма Р.п. мн.

ч. существительных?
Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
Как склоняются составные, количественные и порядковые числительные?
Какие глаголы не имеют формы 1 лица? Как употребляются такие глаголы в форме 1 лица?
Какие глаголы имеют две формы в 1 лице?
Какие глаголы не образуют повелительного наклонения?
Вопросы:Как образуется форма И. п. мн.ч. существительных?Как образуется форма Р.п. мн. ч. существительных?Как образуются степени сравнения имен

Слайд 25Директора, доктора, инженеры, бухгалтеры, конструкторы, профессора.
Апельсинов, граммов, литров, мест, дел, вокзалов,

касс, поездов, билетов.
___________________________________________________________________

«Проверь себя!»

Директора, доктора, инженеры, бухгалтеры, конструкторы, профессора.Апельсинов, граммов, литров, мест, дел, вокзалов, касс, поездов, билетов.___________________________________________________________________«Проверь себя!»

Слайд 26Тестовая работа
Вариант 1.
1.Найдите ошибку в образовании формы Им. п. мн.ч. существительных:


а) адреса,
б) века,
в) выбора.
2. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн.ч. существительных:
а) станций,
б) вокзалов,
в) депов.
3. Найдите ошибку в образовании степеней сравнения у имен прилагательных:
а) красивейшее здание вокзала,
б) самый старинный город,
в) самый красивейший железнодорожный мост.
4. Найдите ошибку в образовании формы слова:
а) двадцати пяти вагонов,
б) тридцать четвертого пассажира,
в) семьдесят семи тепловозов.
5. Найдите ошибку в образовании формы слова:
а) могу ощутить,
б) махает рукой,
в) сотри с доски.

Вариант 2.
1.Найдите ошибку в образовании формы Им. п. мн.ч. существительных:
а) сорта,
б) якоря,
в) конструктора.
2. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн.ч. существительных:
а) платьев,
б) рельсов,
в) ружьев.
3. Найдите ошибку в образовании степеней сравнения у имен прилагательных:
а) самое красивое здание вокзала,
б) самый красивый город,
в) самый сильнейший спортсмен.
4. Найдите ошибку в образовании формы слова:
а) тридцати пяти вагонов,
б) сорок четвертого пассажира,
в) восемьдесят семи тепловозов.
5. Найдите ошибку в образовании формы слова:
а) сумею победить,
б) плескает водой,
в) рано смеркается.

Тестовая работаВариант 1.1.Найдите ошибку в образовании формы Им. п. мн.ч. существительных: а) адреса,б) века,в) выбора.2. Найдите ошибку

Слайд 27Ответы к тесту:
Вариант1 :

Вариант 2:
1- в, 1-в,
2- в, 2- в,
3-в, 3-в,
4-в, 4- в,
5-б. 5- в.

Ответы к тесту: Вариант1 :

Слайд 28Урок – презентацию по теме:

«Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное

употребление форм слова.»



Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы
Елизарова Е. Н.
Урок – презентацию по теме:«Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное употребление форм слова.»Подготовила и провела учитель

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть