Презентация, доклад по русскому языку на тему словари русского языка

Содержание

Основополагающий вопрос Нужны ли нам, школьникам, словари ?

Слайд 1Совместный проект 5 «Б», 6 «А»,

7 «В», 7 «Г» классов
Руководители: Савельева И.С.,
Толмачёва Е.П.,
Пригаева Э.А.

Словари - наши друзья и помощники

(А.С.Пушкин. Сказки
«Сказка о царе Салтане...»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Словари - наши друзья и помощники

Совместный проект 5 «Б», 6 «А»,

Слайд 2Основополагающий вопрос
Нужны ли нам, школьникам, словари ?

Основополагающий вопрос Нужны ли нам, школьникам,  словари ?

Слайд 3Аннотация
Данный проект предполагает развитие лингвистической

и коммуникативной компетентности через аудирование, чтение и исследование. Использование этого проекта должно привести учащихся к умению создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, к умению извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, к умению создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Аннотация      Данный проект предполагает развитие лингвистической и коммуникативной компетентности через аудирование, чтение

Слайд 4Цели проекта
Воспитывать интерес к книге, к художественному слову и творчеству писателя.
Совершенствовать

навыки работы со словарями.
Привлечь художественное чтение, изобразительные произведения и детские рисунки для «объёмного» восприятия предложенного к анализу материала.
Активизировать творческие возможности учащихся на уроках при создании своего видения образов героев.
Составить несуществующий словарь сказочных героев и предметов по сказкам А.С. Пушкина.
Умение работать со справочной литературой.

Цели проектаВоспитывать интерес к книге, к художественному слову и творчеству писателя.Совершенствовать навыки работы со словарями.Привлечь художественное чтение,

Слайд 5Этапы проекта
I этап. Организационный
1) Вводные уроки в 5б,6а,7в, 7г классах по

сообщению темы и задач проекта.
2) Создание творческих групп.
3) Определение заданий в группах.
II этап. Реализация
1) Чтение произведений на уроках и во внеклассное время.
2) Анализ текстов в группах. Работа групп по своим направлениям.
3) Создание презентации на уроках информатики.
III этап. Представление

Этапы проектаI этап. Организационный1) Вводные уроки в 5б,6а,7в, 7г классах по сообщению темы и задач проекта.2) Создание

Слайд 6Творческие группы
Языковеды
(учащиеся 6а класса – Баклушин Е., Панчук И., Иванова А.,

Прибытько М., Гутенёв И.)
Биографы
(учащиеся 5 б класса – Быков В., Гапонова Н., Исаев А., Грибов А., Железнова А.,Мещеряков В., Талипов Ф., Филиппова А.)




Творческие группыЯзыковеды(учащиеся 6а класса – Баклушин Е., Панчук И., Иванова А., Прибытько М., Гутенёв И.)Биографы (учащиеся 5

Слайд 7Творческие группы
Лексикографы
(учащиеся 7в, 7г классов – Астайкин Ф., Беляева М., Кузьмичёв

Р., Чернышов А., Мухутдинова К., Старостин Д.)
Художники-оформители
(Суханова А., Иванова А., Панчук И.,
Алексеев С.)


Творческие группыЛексикографы(учащиеся 7в, 7г классов – Астайкин Ф., Беляева М., Кузьмичёв Р., Чернышов А., Мухутдинова К., Старостин

Слайд 8Формы представления проекта
Презентация
Выставка словарей
Буклет
Словарик сказочных героев и предметов по сказкам

А.С.Пушкина
Формы представления проектаПрезентацияВыставка словарейБуклет Словарик сказочных героев и предметов по сказкам А.С.Пушкина

Слайд 9Информационные ресурсы
Любителям чтения - о книгах и библиотеках. В. Валькова.– М.:

Издательство МИРОС, 1993
Повесть о толковом словаре. Порудоминский В.И. – М.: Издательство «Книга», 1981.
Словари – наши друзья и помощники. Сергеев В.Н. – М.: Издательство «Просвещение», 1984.
Интернет - ресурсы

Информационные ресурсыЛюбителям чтения - о книгах и библиотеках. В. Валькова.– М.: Издательство МИРОС, 1993Повесть о толковом словаре.

Слайд 10Работа языковедов

Работа языковедов

Слайд 11 Словари можно по праву назвать нашими друзьями

и помощниками.
Наверное, вы удивитесь таким словам. Но, побывав сегодня на нашем празднике, вы поймёте, что словари – настоящие друзья.
И чем раньше вы заведёте с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания.
Словари не только друзья, но и помощники. Какую же пользу оказывают словари? Они помогают нам не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
Словари можно по праву назвать нашими друзьями и помощниками.

Слайд 12 Словари доставляют огромную радость тем, кто

постоянно ими пользуется, читает их.
Известный французский писатель Франс писал: «…Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё.»
Со словарями постоянно работают учёные, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по – разному они будут размещаться и объясняться в словаре.
Словари доставляют огромную радость тем, кто постоянно ими пользуется, читает их.

Слайд 13 Выпуском словарей занимаются ведущие издательства нашей

страны, такие как «Русский язык», «Просвещение», «Наука» и другие. Издано и издаётся великое множество разных словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных.
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Специалистов, которые занимаются созданием словарей, называют лексикографами.
Лексикографы подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
Для ребят издан ряд школьных языковых словарей и справочников.
Выпуском словарей занимаются ведущие издательства нашей страны, такие как «Русский язык», «Просвещение»,

Слайд 14Толковый словарь русского языка – в этом словаре даётся краткое толкование

слов и примеры их употребления

Толковый словарь русского языка – в этом словаре даётся краткое толкование слов и примеры их употребления

Слайд 15
Орфографический словарь русского языка – даёт признанное правильным написание

слова, с ударением, часто с указанием «трудных» окончаний падежей
Орфографический словарь русского языка – даёт признанное правильным написание слова, с ударением, часто с указанием

Слайд 16 Фразеологический словарь русского языка – отражает национальную специфику языка,

его самобытность, служит повышению речевой культуры
Фразеологический словарь русского языка – отражает национальную специфику языка, его самобытность, служит повышению речевой культуры

Слайд 17 Словарь синонимов русского языка - помогает выбрать наиболее удачное

слово или словосочетание из близких по значению для более точного выражения мысли

Словарь синонимов русского языка - помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по

Слайд 18Словарь антонимов русского языка – к каждому слову приводятся слова, противоположные

по значению и синонимы к этим противоположным словам

Словарь антонимов русского языка – к каждому слову приводятся слова, противоположные по значению и синонимы к этим

Слайд 19 Справочник по пунктуации – может оказаться полезным при расстановке

знаков препинания

Справочник по пунктуации – может оказаться полезным при расстановке знаков препинания

Слайд 20
Словарь ударений – применим больше для устной речи


Словарь ударений – применим больше для устной речи

Слайд 21 Мы рассказали о языковых словарях. Их ещё называют лингвистическими

и филологическими.
Мы рассказали о языковых словарях. Их ещё называют лингвистическими и филологическими.

Слайд 22Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 23Работа биографов
Наперстница волшебной старины...

Работа биографов Наперстница волшебной старины...

Слайд 24 Няня Пушкина,
Арина Родионовна Яковлева,

родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне - село Воскресенское), а точнее - недалеко от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии.
"Была она настоящею представительницей русских нянь", - вспоминает об Арине Родионовне Ольга Сергеевна, сестра поэта.

Арина Родионовна,
няня А.С. Пушкина

Няня Пушкина,   Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года

Слайд 25 В 1824-1826 годах
Арина Родионовна

вместе с А.С. Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве.

В 1824-1826 годах  Арина Родионовна вместе с А.С. Пушкиным прожила в

Слайд 26 В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату:



"Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".

Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Наперстница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных.

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату:

Слайд 27Работа лексикографов

Проведя исследование текстов сказок А.С.

Пушкина, мы составили словарь сказочных героев и предметов и проиллюстрировали своими рисунками.
Работа лексикографов     Проведя исследование текстов сказок А.С. Пушкина, мы составили словарь сказочных героев

Слайд 28СЛОВАРЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ И ПРЕДМЕТОВ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА
 Балда – активный борец со

священнослужителями и бесами, герой "Сказки о попе и работнике его Балде".

Живет Балда в поповом доме, Cпит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит.

СЛОВАРЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ И ПРЕДМЕТОВ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА Балда – активный борец со священнослужителями и бесами, герой

Слайд 29Белка – героиня "Сказки о царе Салтане..."- орудие обогащения царя Гвидона.



Под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем
народе: Во саду ли, в огороде.
Белка – героиня

Слайд 30 Гвидон – герой "Сказки о царе Салтане...", мечтатель, целью

жизни которого стала встреча с отцом, спаситель царевны-лебеди от злого волшебника.

И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Гвидон – герой

Слайд 31Зеркальце – действующее лицо "Сказки о мертвой царевне...", великолепный психолог, знающий,что

человеку дороже всего услышать о себе приятное, но пострадавший безвинно за правду.

Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. C ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила.

Зеркальце – действующее лицо

Слайд 32 Золотая рыбка – героиня "Сказки о золотой рыбке",

дорого заплатившая за свою жизнь, наглядно показавшая читателям, что нельзя желать слишком многого.


В третий раз закинул он невод,- Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой,-
золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим

Золотая рыбка – героиня

Слайд 33 Мертвая царевна – героиня "Сказки о мертвой царевне",

доказывающая своей судьбой, что любящий и любимый человек может преодолеть даже смерть.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась- и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такогою И жених сыскался ей, Королевич Елисей.

Мертвая царевна – героиня

Слайд 34 Семь богатырей – герои "Сказки о мертвой царевне"- добрые

разбойники, сохранившие свою любимую для ее жениха.


Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей.
Семь богатырей – герои

Слайд 35Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане...", идеальная героиня, исполнившая все

желания своего спасителя.


Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Cловно реченька журчит.
Царевна-Лебедь – героиня

Слайд 36 Черномор – герой "Сказки о царе Салтане...", командир 33

богатырей. Его имя образовалось от названия"Черное море", где черное- искаженное чермное, т.е. красное, красивое. Имя героя указывает на место его жительства.


Море вдруг Всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге Тридцать три богатыря; В чешуе, как жар горя, Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька впереди идет И ко граду их ведет.


Черномор – герой

Слайд 37 Работа художников-оформителей
Художники – оформители создали красочный буклет нашего проекта и

словарик сказочных героев и предметов по сказкам А.С. Пушкина
Работа художников-оформителей  Художники – оформители создали красочный буклет нашего проекта и словарик сказочных героев

Слайд 38Заключение
Участники нашего проекта провели огромную работу и ответили

на основополагающий вопрос: « Нужны ли нам, школьникам, словари?» утвердительно.
Заключение   Участники нашего проекта провели огромную работу и ответили на основополагающий вопрос: « Нужны ли

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть