Слайд 1Совместный проект 5 «Б», 6 «А»,
7 «В», 7 «Г» классов
Руководители: Савельева И.С.,
Толмачёва Е.П.,
Пригаева Э.А.
Словари - наши друзья
и помощники
(А.С.Пушкин. Сказки
«Сказка о царе Салтане...»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Словари - наши друзья
и помощники
Слайд 2Основополагающий вопрос
Нужны ли нам, школьникам,
словари ?
Слайд 3Аннотация
Данный проект предполагает развитие лингвистической
и коммуникативной компетентности через аудирование, чтение и исследование. Использование этого проекта должно привести учащихся к умению создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, к умению извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, к умению создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Слайд 4Цели проекта
Воспитывать интерес к книге, к художественному слову и творчеству писателя.
Совершенствовать
навыки работы со словарями.
Привлечь художественное чтение, изобразительные произведения и детские рисунки для «объёмного» восприятия предложенного к анализу материала.
Активизировать творческие возможности учащихся на уроках при создании своего видения образов героев.
Составить несуществующий словарь сказочных героев и предметов по сказкам А.С. Пушкина.
Умение работать со справочной литературой.
Слайд 5Этапы проекта
I этап. Организационный
1) Вводные уроки в 5б,6а,7в, 7г классах по
сообщению темы и задач проекта.
2) Создание творческих групп.
3) Определение заданий в группах.
II этап. Реализация
1) Чтение произведений на уроках и во внеклассное время.
2) Анализ текстов в группах. Работа групп по своим направлениям.
3) Создание презентации на уроках информатики.
III этап. Представление
Слайд 6Творческие группы
Языковеды
(учащиеся 6а класса – Баклушин Е., Панчук И., Иванова А.,
Прибытько М., Гутенёв И.)
Биографы
(учащиеся 5 б класса – Быков В., Гапонова Н., Исаев А., Грибов А., Железнова А.,Мещеряков В., Талипов Ф., Филиппова А.)
Слайд 7Творческие группы
Лексикографы
(учащиеся 7в, 7г классов – Астайкин Ф., Беляева М., Кузьмичёв
Р., Чернышов А., Мухутдинова К., Старостин Д.)
Художники-оформители
(Суханова А., Иванова А., Панчук И.,
Алексеев С.)
Слайд 8Формы представления проекта
Презентация
Выставка словарей
Буклет
Словарик сказочных героев и предметов по сказкам
А.С.Пушкина
Слайд 9Информационные ресурсы
Любителям чтения - о книгах и библиотеках. В. Валькова.– М.:
Издательство МИРОС, 1993
Повесть о толковом словаре. Порудоминский В.И. – М.: Издательство «Книга», 1981.
Словари – наши друзья и помощники. Сергеев В.Н. – М.: Издательство «Просвещение», 1984.
Интернет - ресурсы
Слайд 11 Словари можно по праву назвать нашими друзьями
и помощниками.
Наверное, вы удивитесь таким словам. Но, побывав сегодня на нашем празднике, вы поймёте, что словари – настоящие друзья.
И чем раньше вы заведёте с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания.
Словари не только друзья, но и помощники. Какую же пользу оказывают словари? Они помогают нам не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
Слайд 12 Словари доставляют огромную радость тем, кто
постоянно ими пользуется, читает их.
Известный французский писатель Франс писал: «…Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё.»
Со словарями постоянно работают учёные, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по – разному они будут размещаться и объясняться в словаре.
Слайд 13 Выпуском словарей занимаются ведущие издательства нашей
страны, такие как «Русский язык», «Просвещение», «Наука» и другие. Издано и издаётся великое множество разных словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных.
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Специалистов, которые занимаются созданием словарей, называют лексикографами.
Лексикографы подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
Для ребят издан ряд школьных языковых словарей и справочников.
Слайд 14Толковый словарь русского языка – в этом словаре даётся краткое толкование
слов и примеры их употребления
Слайд 15
Орфографический словарь русского языка – даёт признанное правильным написание
слова, с ударением, часто с указанием «трудных» окончаний падежей
Слайд 16 Фразеологический словарь русского языка – отражает национальную специфику языка,
его самобытность, служит повышению речевой культуры
Слайд 17 Словарь синонимов русского языка - помогает выбрать наиболее удачное
слово или словосочетание из близких по значению для более точного выражения мысли
Слайд 18Словарь антонимов русского языка – к каждому слову приводятся слова, противоположные
по значению и синонимы к этим противоположным словам
Слайд 19 Справочник по пунктуации – может оказаться полезным при расстановке
знаков препинания
Слайд 20
Словарь ударений – применим больше для устной речи
Слайд 21 Мы рассказали о языковых словарях. Их ещё называют лингвистическими
и филологическими.
Слайд 23Работа биографов
Наперстница волшебной старины...
Слайд 24 Няня Пушкина,
Арина Родионовна Яковлева,
родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне - село Воскресенское), а точнее - недалеко от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии.
"Была она настоящею представительницей русских нянь", - вспоминает об Арине Родионовне Ольга Сергеевна, сестра поэта.
Арина Родионовна,
няня А.С. Пушкина
Слайд 25 В 1824-1826 годах
Арина Родионовна
вместе с А.С. Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве.
Слайд 26 В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату:
"Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".
Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Наперстница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Слайд 27Работа лексикографов
Проведя исследование текстов сказок А.С.
Пушкина, мы составили словарь сказочных героев и предметов и проиллюстрировали своими рисунками.
Слайд 28СЛОВАРЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ И ПРЕДМЕТОВ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА
Балда – активный борец со
священнослужителями и бесами, герой "Сказки о попе и работнике его Балде".
Живет Балда в поповом доме,
Cпит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Слайд 29Белка – героиня "Сказки о царе Салтане..."- орудие обогащения царя Гвидона.
Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем
народе:
Во саду ли, в огороде.
Слайд 30 Гвидон – герой "Сказки о царе Салтане...", мечтатель, целью
жизни которого стала встреча с отцом, спаситель царевны-лебеди от злого волшебника.
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Слайд 31Зеркальце – действующее лицо "Сказки о мертвой царевне...", великолепный психолог, знающий,что
человеку дороже всего услышать о себе приятное, но пострадавший безвинно за правду.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
говорить оно умело.
C ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила.
Слайд 32 Золотая рыбка – героиня "Сказки о золотой рыбке",
дорого заплатившая за свою жизнь, наглядно показавшая читателям, что нельзя желать слишком многого.
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,-
золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим
Слайд 33 Мертвая царевна – героиня "Сказки о мертвой царевне",
доказывающая своей судьбой, что любящий и любимый человек может преодолеть даже смерть.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась- и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такогою
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Слайд 34 Семь богатырей – герои "Сказки о мертвой царевне"- добрые
разбойники, сохранившие свою любимую для ее жениха.
Час обеда приближался, Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Слайд 35Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане...", идеальная героиня, исполнившая все
желания своего спасителя.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Cловно реченька журчит.
Слайд 36 Черномор – герой "Сказки о царе Салтане...", командир 33
богатырей. Его имя образовалось от названия"Черное море", где черное- искаженное чермное, т.е. красное, красивое. Имя героя указывает на место его жительства.
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Слайд 37
Работа художников-оформителей
Художники – оформители создали красочный буклет нашего проекта и
словарик сказочных героев и предметов по сказкам А.С. Пушкина
Слайд 38Заключение
Участники нашего проекта провели огромную работу и ответили
на основополагающий вопрос: « Нужны ли нам, школьникам, словари?» утвердительно.