Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе
Слайд 2Вспомним:
- Какие члены называются однородными?
- Как произносятся однородные члены?
-Как могут быть
связаны однородные члены в предложении?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
Слайд 3Как правильно расставить знаки препинания в схемах?
1. О О О О.
2.
О и О.
3. О О и О.
4. О и О и О.
5. О но О.
Слайд 4Проверим!
1. О, О, О, О.
2. О и О.
3. О, О и
О.
4. О, и О, и О.
5. О, но О.
Работа в парах
«Учитель-ученик»:
1 вариант: когда ставится запятая между однородными членами;
2 вариант: когда запятая между однородными членами не ставится.
Слайд 6
Цифровой диктант
Выпишите № предложений
с однородными членами
1)Мы все живём рядом с природой. 2)Природная среда – это воздух растения водоёмы птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье силы бодрость хорошее настроение.4) Природа тоже нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса и реки и птиц и животных!
2) 3) 5)
Слайд 7ЗАДАНИЕ на ОЦЕНКУ
Подчеркните однородные члены,
расставьте знаки препинания.
2)Природная среда –
это воздух растения водоёмы птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье силы бодрость хорошее настроение. 5) Мы должны беречь и леса и реки и птиц и животных!
Слайд 8Узнайте предложение
по схеме
5)
иО,и О,и О,и О
Слайд 92)Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные.
3)Они помогают
нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.
5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!
Слайд 10 Игра «Четвёртое лишнее»
1) Сыроежки, грибы, подберёзовики,
опята.
2) Жёлтый, красный, разноцветный, синий.
3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться.
4) Осень, времена года, зима, весна, лето.
Слайд 11Почему именно эти слова
лишние?
1) Сыроежки, грибы, подберёзовики, опята.
2) Жёлтый, красный,
разноцветный, синий.
3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться.
4) Осень, времена года, зима, весна, лето.
Слайд 12 Перед нами ряд
однородных членов:
колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики
Как можно назвать
все эти слова
одним словом?
Слайд 13
Слово цветы вмещает в себя и колокольчики, и
васильки, и ромашки, и незабудки, и одуванчики.
Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов.
Внимание!
Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом. Оно обобщает, вмещает в себя все остальные слова.
Слайд 14На широком лугу росли цветы колокольчики васильки ромашки незабудки одуванчики.
Обобщающее слово
произносится с предупредительной интонацией.
Слайд 15ТЕМА:
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания при обобщающих словах.
уметь
что такое обобщающие слова;
- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;
- находить обобщающие слова в предложении;
ставить знаки препинания при обобщающих словах;
определять, какими членами предложения являются обобщающие слова.
Слайд 17Работа по учебнику
Чтение теоретического материала
Страница 96
Слайд 19Определим,
каким членом предложения
является обобщающее слово
На широком лугу росли
цветы: колокольчики, васильки, ромашки ,незабудки, одуванчики.
Слайд 20
Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова
Береза
Клен
Осина
Липа
Скворцы
Соловьи
Ласточки
Грачи
Кошка
Собака
Корова
Коза
Слайд 21В наших лесах можно увидеть разных зверей волка лису и лося
.
Слайд 22
Знаки препинания при обобщающих словах.
.
:
,
и
.
а именно
В наших лесах можно увидеть разных
зверей: волка, лису и лося.
Слайд 23,
,
и
-
.
это
Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.
Слайд 24
Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество
однородных членов. Это слова:
ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ
Слайд 25Всюду: на дорожках сада, на скамейке, на крыше дома - лежали
Слайд 26Потренируемся
Работа с учебником.
Упражнение 210.
Слайд 27ПРОВЕРЯЕМ №210
В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина,
дуб, берёза, клён.
В реке мы ловили и мелкую, и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
Слайд 28Закончите предложение или предложения на выбор
1. На уроке я узнал…
2. На
уроке я научился…
3. Теперь я…
4. На уроке мне понравилось…
5. Но не понравилось…
Слайд 29Теперь поставьте сами себе
оценку за урок
1. Все понял и могу
рассказать…10 баллов.
2. Все понял, но рассказать не могу…..8 баллов.
3. Понял не все….6 баллов.
4. Ничего не понял, но старался…4 балла.
Слайд 30Домашнее задание
1) знать теоретический материал учебника стр. 96
2)Письменно (на выбор):
А) №211
Б)
Составить связный рассказ
(5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.