Презентация, доклад по русскому языку на тему : Наклонения глагола (6 класс)

Содержание

Движение и его выражение

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе на тему:
«Наклонения

глагола. Изъявительное наклонение»



Учитель: Пеньковских Елена Сергеевна
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение»Учитель: Пеньковских Елена

Слайд 2

Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе
А.Н.Толстой

Тема урока ?

Движение и его выражение

Слайд 3Вспоминаем то, что знаем
Прочитайте слова.
Вид

Спряжение
Время Возвратность
Число Переходность
Род Лицо
Наклонение

Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия?

Какой из признаков вам еще не знаком?

Какой вопрос у вас возникает?

Что такое наклонение?

Морфологические признаки глагола

Наклонение

Вспоминаем то, что знаемПрочитайте слова.Вид

Слайд 4 Открываем новые знания
Прочитайте глаголы. Запишите глаголы.
Прочитал, не люблю, прочитал бы,

читаю, знаем, живут, задают, читайте.

Какие из глаголов обозначают реальное действие, которое происходило в прошлом или происходит в настоящем?
Какой глагол обозначает желаемое действие?

Какой глагол выражает просьбу, требование?

Читайте

Открываем новые знанияПрочитайте глаголы. Запишите глаголы.Прочитал, не люблю, прочитал бы, читаю, знаем, живут, задают, читайте.Какие из

Слайд 5 Наклонение глагола
изъявительное
(действие реальное, есть

формы времени): знаю, знал, буду знать

повелительное
(просьба, приказ): а) отрежь
б)расскажите

условное
(действие возможное): знал бы

Наклонение глагола	изъявительное(действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знать					повелительное(просьба,

Слайд 6Попробуйте выделить корень в слове
изъявительное
изъявительное
Что нам может рассказать об изъявительном

наклонении его название?

В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)
Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.

Попробуйте выделить корень в слове изъявительноеизъявительноеЧто нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове

Слайд 7Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни.

Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.
Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или

Слайд 8 Продолжаем наблюдение
Прочитайте пары слов.
Хотеть – хотел бы

Сделать – сделал бы

От

какой основы образуется форма условного наклонения?

Какой суффикс принимает участие в этом образовании?

Обратите внимание на частицу бы.

Сделайте вывод: как образуется форма глагола в условном наклонении.

Основа неопределенной формы глагола

Хотеть – хотел бы

Сделать – сделал бы

Суффикс – л –

Хотеть – хотел бы

Сделать – сделал бы

Продолжаем наблюдениеПрочитайте пары слов.Хотеть – хотел быСделать – сделал быОт какой основы образуется форма условного наклонения?Какой

Слайд 9Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи

суффикса –л– и частицы бы.
Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами.

_______________ + Л + БЫ
неопред.форма

Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л– и частицы бы.Частица бы

Слайд 10Повелительное наклонение глагола
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то

требует или просит выполнить.
Повелительное наклонение глаголаГлаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Слайд 11Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.
Глаголу нравится

читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь.
Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.Глаголу нравится читать,Шуметь, бурлить, кипеть,Играть, работать и мечтать,Шить,

Слайд 12
Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т

луна. Лунный свет пронизывал напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И скоро выр..стут из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.

Найдите глаголы изъявительного
наклонения

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т луна. Лунный свет пронизывал напоенный

Слайд 13Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.
1. В бочке с

дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.
2. Ласточки летают над самой землей.
3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.
4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.
Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.	1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.

Слайд 14 Выберите глаголы в изъявительном наклонении.
1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы,

птахи, в лесу
2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.
3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи.
4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.
6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.
Выберите глаголы в изъявительном наклонении.	 1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу 2.

Слайд 15



Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть