Слайд 1Поэтическая минутка
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики
такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!
Слайд 2
Стили речи.
Разговорная и
книжная речь.
Слайд 4Цель урока:
познакомиться со стилями речи, с особенностями разговорного,
научного и официально-делового стиля, сферой их употребления.
Слайд 8ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦЫ?
Сынишка мой пришёл домой
и говорит:
- Что за птиц таких я видел, - просто не пойму! Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно: кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают – и опять на воду садятся.
Слайд 9Пришло письмишко мне.
Гляжу - из лагеря, от Мишки.
«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК
И Я ЛИЖУ», -
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…»
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА,
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить.
Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.
(«Определитель птиц».)
Объявление
25 ноября в 14.00 на площади возле школы состоится собрание участников спортивной олимпиады.
Явка обязательна!
15 ноября 2015 год Учитель физкультуры
Слайд 13
- Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!
- Да? А где?
- Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
- Не знаю, а во сколько?
- Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
Слайд 14
Обозначьте речевую ситуацию и укажите: разговорная это речь или книжная.
Футболист ударил
по мячу. Ударил, значит, его нога ок..зала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча ув..личилась.
Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно б..ёт с ходу. Мяч со свистом л..тит в ворота.
Слайд 15
Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Норы Галь «Слово живое
и мёртвое»?
Какое слово не соответствует ситуации? Почему?
Замените его другим, более подходящим.
Бегут двое мальчишек лет по десяти-двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».