Слайд 3Задание 4 (вариант 1)
Из предложений 20—22 выпишите слово, в котором
правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
Слайд 4Задание 4 (вариант 2)
Из предложений 18—20 выпишите слово, в котором
правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(18)Спасибо за подарок!
– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
Слайд 5Задание 4 (вариант 3)
Из предложений 38—41 выпишите слово, в котором
правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
Слайд 6Задание 4 (вариант 4)
Из предложений 5—7 выпишите слово, в котором
написание приставки определяется её значением «неполнота действия» .
(5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал.
Слайд 7Задание 4 (вариант 5)
Из предложений 32—36 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С»
(32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я...
Слайд 8Задание 4 (вариант 6)
Из предложений 12—15 выпишите слово, в котором
правописание приставки определяется её значением — «приближение»
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
(15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.
Слайд 9Задание 4 (вариант 7)
Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых
правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами.
Слайд 10Задание 4 (вариант 8)
Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором
правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...
– (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха.
(15)Носков злобно прищурился:
– (16)Петруха, против коллектива идёшь!
Слайд 11Задание 4 (вариант 9)
Из предложений 29—34 выпишите слово, в котором
правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.
Слайд 12Задание 4 (вариант 10)
Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором
правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
Слайд 13Задание 5 (вариант 1) .
Выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется
правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н».
В глубине небольшого дворика примостился его обмазанный глиной домик с деревянным крылечком. На крылечке, словно часовые, стояли, прислонившись к перилам, две безносые каменные бабы. Валериан Дмитриевич выкопал их за городом, на кургане около Нагорян. По всему двору были разбросаны покрытые мхом могильные плиты, надтреснутые глиняные кувшины, бронзовые кресты и осколки камней с отпечатками листьев. (Беляев В.)
Слайд 14Задание 5 (вариант 2).
Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН
определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. (Полевой Б.)
Слайд 15Задание 5 (вариант 3).
Выпишите слово, в котором выбор Н/НН в
суффиксе определяется правилом правописания кратких причастий.
Роща была начинена повозками и грузовиками, беспрерывно подвозившими раненых. Наспех забинтованные солдаты - обросшие, осунувшиеся, в заляпанных распутицей шинелях и гимнастёрках - ожидали под соснами врачебного осмотра и перевязок.(Носов Е.)
Слайд 16Задание 5 (вариант 4).
Выпишите из текста слово, в котором выбор Н/НН
в суффиксе определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
Так бекас на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку. А пёстрый дятел уселся на самый верх сухой, сломанной ёлки да как начнёт колотить клювом по дереву: трррр, трррр! Далеко разносится по лесу частая барабанная дробь. (Скребицкий Г.)
Слайд 17Задание 5 (вариант 5).
Выпишите из предложения слово, в котором выбор Н/НН
в суффиксе определяется правилом правописания прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н-:
С моста сквозь хрустальной прозрачности воду отлично, до крохотных камешков проглядывалось освещённое солнцем песчаное дно; поблёскивая серебряными чешуйками, стайки рыб беззаботно гуляли, скользили и беспорядочно сновали во всех направлениях; огромный чёрный рак, шевеля длинными усами и оставляя за собой тоненькие бороздки, переползал от одного берега к другому. (Богомолов В.)
Слайд 18Задание 7 (вариант 1).
Замените словосочетание, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Берёзовая роща –
На лесной поляне –
Медвежья шкура –
Комариный звон –
Душевный лад –
Птичьи стаи –
Сосновые шишки –
Солнечные лучи –
Школьный двор –
Северная природа –
На волчье расписание –
Солдатские разговоры –
Слайд 19Задание 7 (вариант 2)
Замените словосочетание, построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Запах моря –
Домик бабушки –
Кусты смородины –
Море травы –
Чащу леса –
Мир улиц –
На улицах Москвы –
К замыслу автора –
Поле ржи –
Существования человека –
Выражение суровости –
Гордостью бабушки–
Слайд 20Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения.
1. На реке
было ещё прохладно и тихо.
2. Многое можно услышать в весеннем лесу.
3. Он сел на мельничный жернов и стал терпеливо ждать, не спуская глаз с калитки.
4. Тёмная вода, громады утёсов на берегу и молчаливый лес так гармонировали друг с другом и создавали картину, полную величественной красоты.
5. Жить на белом свете - значит бороться и побеждать.
6. Сонливый да ленивый – два родных брата.
7. С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.
8. В мелких ловах и большое дело утопить можно.
9. Поздним вечером поставили диагноз.
10. Сокрытое неприступными берегами, горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.
11. Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими.
12. Всё вокруг чернеет, исчезает, раздавленное тьмой ночи, - точно пугаясь маленькой фигурки, прячась от неё и играя с нею.
Слайд 21Задание 11.
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
1.
Лес замолк, и в зареве пылающего костра он кажется призрачным, будящим уснувшие мечты о чём-то далёком.
2. Не успел дед рта раскрыть, как сазан, очутившийся на воздухе и замерший от изумления, вдруг рванул изо всех сил, выскользнул, плюхнулся в воду, блеснул хвостом и был таков.
3. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито.
4. Вначале стояли тёплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один тёплый денёк пересилил наконец – и потекли ручьи, запели птицы.
5. Вдруг Печорин стал замечать, что его конь дышит всё тяжелее, он раза два уже споткнулся на ровном месте.
6. Я решил подойти к огонькам и в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари.
7. Чудилось, неслышно веет тихий ветер, и звучит смутный, едва уловимый звон, и лёгкий туман колеблется над морем.