Слайд 2 Однажды Алиса пришла туда, где было сумрачно
и
прохладно…
- По крайней мере, - подумала она, - приятно освежиться в этом… как его? Как же он называется? – она с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова.
- Когда спрячешься под… ну, как же их?.. под этими… Интересно, как они называются? А может, никак? Да, конечно, никак не называются!
С минуту она постояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала:
- Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало должна!
Слайд 3Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным полно,
А
безымянных нет!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
(А. Шибаев)
Слайд 4Сказало существительное: «Я слово удивительное!»
Мы будем доказывать, что
- умение находить в тексте существительные позволяет «дружить с орфографией»;
- имя существительное – самая представительная часть речи по количеству слов;
- «существительное – дирижёр грамматического оркестра».
Слайд 5
Жаль, нет в…снушкам (с)носа,
(Не)исч…зают (с)носа.
Я, не ж…лея мыла,
Нос
т…рпеливо мыла.
Зависело б (от)мыла,
В…снушки я б (от)мыла.
Подумай над правописанием.
Слайд 6Проверь себя.
Веснушкам нет сноса (сущ.),
Не исчезают с носа
(сущ.).
Я, не жалея мыла (сущ.),
Нос терпеливо мыла (гл.).
Зависело б от мыла (сущ.),
Веснушки я б отмыла (гл.).
В ы в о д 1:
Умение находить в тексте
существительные позволяет
«дружить с орфографией».
Слайд 8Лесные мастера.
Нужно Бельчонку профессию выбирать, в лесу без
профессии не прожить.
- Барсук, у тебя какая профессия?
- Землекоп! – фырчит Барсук. – Туннели в земле рою!
- Тебе можно рыть, лапы у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. Спрошу у Ондатры!
- Строитель я! – проверещала Ондатра. – Землянки, хатки строю!
- Ты, Паук, что умеешь?
- Ткать. Ткачом работаю! Ловчие сети в лесу плету!
- Я бы сети плёл, будь и у меня восемь ног, восемь глаз! Посоветуюсь с Оляпкой!
- Водолаз я! - чирикнула Оляпка. И плюхнулась с камня в воду! Побежала по дну, заглядывая под камушки.
- Я плавать не умею! – испугался Бельчонок. – Кабан, а у тебя какая профессия?
- Пахарь! – прохрюкал Кабан. – Землю в лесу перепахиваю!
- Ни по силам, ни по уму мне такие профессии! – затужил Бельчонок.- Бобр, может, ты подскажешь?
- Я, Бельчонок, на все лапы мастер! Землекоп – норы, ямки рою, строитель – плотины, запруды строю, водолаз – на дно ныряю, лесоруб – деревья валю, разделываю! Я, Бельчонок, всё могу, только…
Слайд 9Весёлый счёт
147 : 100 % = _____ : Х
%
Х = ( _____× 100) : 147
Х =
Слайд 10
В ы в о д 2:
Имя существительное – самая
представительная часть речи.
Слайд 11Сравним с оригиналом.
Я, Бельчонок, всё могу, только… грибы не
собираю…
- Грибы? Вот я Грибником и стану! Чем плохая профессия? – обрадовался Бельчонок. – Насушу грибов – зиму перезимую! По душе и по силам мне это дело!
И отправился Бельчонок по грибы.
(По Н. Сладкову).
Слайд 12 Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали, бутявку стрямкали.
А Калуша волит:
- Оее, оее! Бутявок не трямкают. Ази некузявые.
Бутявками малюнятся.
Творческая работа.
Слайд 13В ы в о д 3:
Существительное – дирижёр грамматического оркестра.
В. Ветвицкий.
Слайд 14Итог урока.
Чем же удивительно
имя существительное?
Слайд 15Домашнее задание.
Всем: § 88.
На выбор:
- упр. 472 (подбор однокоренных существительных);
-
упр. 474 (морфологические признаки сущ.);
упр. 473 (творческая работа по картине).
Успехов вам!