Слайд 1Subtitle here
Определение стиля, типа речи. текста.
Слайд 2Задача данного вида работы
Уметь различать тексты,определяя стиль
Уметь находить основные признаки стиля.
Выполнять
на практике знания о стилях.
Слайд 3Определите стиль, тип речи текста:
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о
вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Слайд 4Анализ текста:
Этот текст публицистического стиля. Тип речи: рассуждение. Он актуален, общественно
значим по тематике, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие: — именительный представления (Воспитанный человек...); — непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут...); — риторический вопрос; — неполные предложения; — оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкций (см. третий абзац); — противопоставления; — ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением; — отвлеченная лексика (воспитанность, человечность, побуждения). Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» — слова, которые раскрывают это понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям.
Слайд 5Определите стиль текста, тип речи:
Гастрит — воспаление слизистой оболочки (в ряде случаев
и более глубоких слоев) стенки желудка. Симптомами гастрита служат боли в желудке натощак или после приема пищи, тошнота, рвота, запоры или поносы и др. Диагноз гастрита ставится на основании эндоскопического исследования желудка. Лечение осуществляется посредством назначения лечебного питания – диеты, а также медикаментозно – применение антибиотиков, средств, снижающих или повышающих кислотность желудочного сока и лекарств, защищающих желудок от соляной кислоты.
Слайд 6Анализ текста:
Текст научного стиля.Тип речи: описание. Точное определение понятия. Использование термина
, например:ГАСТРИТ. Термин имеет узкое значение. Использование однозначных слов. Сообщается информация. Логичность изложения информации.
Слайд 7Определите стиль текста, тип речи:
Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле
причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок несизвечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.
Слайд 8АНАЛИЗ ТЕКСТА:
Используется в написании художественного произведения. Художественный стиль. Тип речи: описание.
Создается живая картина, изображающая то, о чем идет рассказ; передается читателю эмоции и чувства, испытываемые автором. Речь идет о конкретном пейзаже природы. Использование эмоционально-оценочных слов: уменьшительно-ласкательный суффикс -ок. Особо выделяются эпитеты:глухая осень (олицетворение), терпкая горечь, сиреневая дымка, ветерок несизвечно юный (олицетворение), гниющая ольха. Олицетворение- «недавно освободившейся из-под снега земли». Однородные члены, описывающие пейзаж.
Слайд 9Определите стиль текста, тип речи:
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей
образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 10АНАЛИЗ ТЕКСТА:
Стиль официально-деловой. Тип речи: повествование. Отражены правовые отношения участников в
образовательной организации . Лаконично изложено, язык «сухой». Деловая манера изложения. Официальность. Прямой порядок слов, употребление сложных предложений, минимальное количество эмоционально окрашенных слов и некоторые другие. Специальная терминология-« нормативных актов», «правил внутреннего распорядка» и т.д.
Слайд 11Распределить в таблице следующие выражения, согласно стилю речи:
Клочок бумаги, лист4Х4,
сухостой, облачность, законность, правонарушение, космос, вестибулярный аппарат, концепция, атрибуты, любовь, изворачивался, вращение, стремглав, быстро, пригорюнилась, пошептаться, сделать вывод, требование, просьба, желание, трость, вербовка, констатация, прошу рассмотреть, синтаксис, ГИА, листопад, красивенький, в хорошем состоянии.
Слайд 12Подобрать синоним словам и выражениям художественного стиля из общеупотребительной лексики:
Пригорюнилась-…; вертелись,
собачились друг с другом, не поминай лихом, выставил дураком, разобрались по-свойски, переглянулись, пораскинь мозгами, заскочи ко мне утром, волосы клочками, зазналась, деньги улетучились куда-то, засучили рукава.