Презентация, доклад по русскому языку на тему Определение (5 класс)

Содержание

Стихотворение - загадкаВот сиреневый цветок, Неширок и невысок,Но -внимательней смотри -С жёлтым солнышком внутри! Любовь Полякова

Слайд 1 Пушистое чудо весны
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Родина Татьяна Константиновна

Пушистое чудо весныПодготовилаучитель русского языка и литературыРодина Татьяна Константиновна

Слайд 2Стихотворение - загадка
Вот сиреневый цветок,


Неширок и невысок,
Но -внимательней смотри -
С жёлтым солнышком
внутри!
Любовь Полякова
Стихотворение - загадкаВот сиреневый цветок,            Неширок

Слайд 3Сон-трава занесена в Красную книгу и рвать ее запрещено!

Сон-трава занесена в Красную книгу и рвать ее запрещено!

Слайд 4Не спешите их срывать

Не спешите их срывать

Слайд 5 Они занесены в Красную книгу

Они занесены в   Красную книгу

Слайд 6Найдите в предложении определение

Весной ярче светит солнце.
Найдите в предложении определение        Весной ярче светит солнце.

Слайд 7Какие орфограммы встретились в этом предложении?
Прострел - самый

прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.

Какие орфограммы встретились в этом предложении?   Прострел -  самый прекрас.?.ный  и сказоч.?.ный

Слайд 8Выпишите словосочетания сущ . + прил.
Прострел - самый прекрасный и

сказочный цветок на планете.

сказочный цветок

прекрасный цветок

Выпишите словосочетания сущ . + прил. Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете.сказочный цветокпрекрасный цветок

Слайд 9Объясните постановку тире в предложении





Прострел - самый прекрасный

и сказочный цветок на планете.
 

Объясните постановку тире в предложении  Прострел - самый прекрасный  и сказочный цветок на планете. 

Слайд 10Тема урока. Определение

Тема урока. Определение

Слайд 11Цели:
Отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его

выражения;
развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;
формировать навыки нахождения эпитетов в тексте;
использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.
Цели:Отработать понятие определения как  второстепенного члена предложения и способы его выражения; развивать умение находить определения в

Слайд 12Найдите определения, отвечающие на вопрос какие? какому? Чем они выражены? Подчеркните

определения волнистой линией.

Сине-фиолетовые крупные цветки сон –травы радуются весеннем солнышку.

Найдите определения, отвечающие на вопрос какие? какому?  Чем они выражены?  Подчеркните определения волнистой линией.	Сине-фиолетовые крупные

Слайд 13Проверим
Сине-фиолетовые крупные цветки ( какие?) сон-травы радуются весеннему солнышку (какому?).


Определения выражены именами прилагательными.
Проверим Сине-фиолетовые крупные цветки ( какие?) сон-травы радуются весеннему солнышку (какому?). Определения выражены именами прилагательными.

Слайд 14Какими частями речи выражены выделенные слова?
Среди первых весенних цветов этот цветок

выделяется своей красотой.
Какими частями речи выражены выделенные слова?Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой.

Слайд 15Определение –
  второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и

обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.



Определение –   второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются

Слайд 16Текст  -
это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений,

связанных по смыслу и грамматически.
 

Текст  -   это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. 

Слайд 17Музыка весны


Едва сходит снег, и голубые лепестки на

пушистых стеблях
сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.

Найдите определения
в тексте.

Музыка весны  Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях сон – травы, словно яркие

Слайд 18Проверим
Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях
сон

– травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.

Проверим Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются

Слайд 19 Какую роль выполняют определения в речи?
Определения делают
нашу речь красивой,


разнообразной
и богатой.

Какую роль выполняют определения в речи?Определения делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Слайд 20В данный текст нужно вставить подходящие по смыслу

пропущенные слова.

СОН - ТРАВА
Растаял снег, медленно просыпается от долгого …сна лес, и вот на земле появляются ... … …бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего ...цвета, со … названием сон-трава.
Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный.

В данный текст нужно вставить подходящие по    смыслу пропущенные слова. СОН - ТРАВАРастаял снег,

Слайд 21Прочитайте восстановленный текст

СОН - ТРАВА

Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава.
Каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях?
Прочитайте восстановленный текст СОН - ТРАВА        Растаял снег, медленно просыпается

Слайд 22Давайте потренируемся украшать свою речь.
Подберите

к существительному весна определения.



Давайте потренируемся украшать свою речь.      Подберите к существительному весна определения.

Слайд 24Подобрать к существительному весна определения
Яркая, зеленая, теплая, радостная, долгожданная, солнечная, разноцветная,

нежная
Подобрать к существительному весна определенияЯркая, зеленая, теплая, радостная, долгожданная, солнечная, разноцветная, нежная

Слайд 25Чем поражает нас весна?
Составьте предложения с

определениями. Используйте словарные слова.
Аромат, поражать, блеснул


Чем поражает нас весна?      Составьте предложения с определениями. Используйте словарные слова.

Слайд 26 Исследовательская работа
Прочитайте оба текста.
Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните,

что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы:
В каком тексте определения придают точность, последовательность , доказательность, конкретность, логичность, научность?
А в каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства?
Исследовательская работа Прочитайте оба текста. Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните, что придают определения каждому

Слайд 27Прострел крымский (сон- трава) -
многолетнее травянистое растение семейства лютиковых

с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем
с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле. 
Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.
Прострел крымский (сон- трава) - многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым

Слайд 28Определи стиль текста
Это научное описание (научный стиль), потому

что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность.
Определи стиль текста   Это научное описание (научный стиль), потому что в нём перечисляются признаки предмета

Слайд 29Удивительный цветок
О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней

травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах,
гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.
Удивительный цветок  	О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней травы и камней цветы как будто

Слайд 30Определи стиль текста
Это художественное описание

(художественный стиль), в нём
раскрываются признаки предмета
в яркой, выразительной форме.
Цель художественного текста -изобразить картину, передать читателю свои чувства,
используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты).
Автор передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции.
 

Определи стиль текста     Это художественное описание (художественный стиль), в нёмраскрываются признаки предмета в

Слайд 31Эпитет -
художественное определение, которое помогает ярче увидеть описываемые предметы.

Эпитет - художественное определение, которое помогает ярче увидеть описываемые предметы.

Слайд 32Сравните описания
Какой из текстов более
яркий, выразительный?
Найдите эпитеты.

Сравните описанияКакой из текстов более яркий, выразительный?Найдите эпитеты.

Слайд 33Определения
Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на

земле появляются пушистые бутончики сон – травы.
Определения Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются  пушистые бутончики сон

Слайд 34Вывод
Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными,

сна(какого?) зимнего, бутончики ( какие?) пушистые .
Они помогают точно выразить признак предмета.
Вывод     Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными, сна(какого?) зимнего, бутончики ( какие?) пушистые

Слайд 35Сон - трава
Фея зашепчет на ушко:
«Мохнатый цветочек бери,
А дома его под

подушку
Запрячь до румяной зари.
Цветок ароматный и нежный,
Прекрасный ребенок весны.
Ты с ним засыпай безмятежно,  -
Он дарит волшебные сны».
Сон - траваФея зашепчет на ушко:«Мохнатый цветочек бери,А дома его под подушкуЗапрячь до румяной зари.Цветок ароматный и

Слайд 36Эпитеты
помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы,

чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Эпитетыпомогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы, чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной

Слайд 37Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений?
 Эпитеты выделяют

в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами.
Они помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему, поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений? Эпитеты выделяют в предмете нечто примечательное, поэтому не

Слайд 38Подведем итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с …
Узнали, что…
Повторили…
Виды

деятельности,
которые мы использовали
на уроке…

Подведем итог урока Сегодня на уроке мы познакомились с …Узнали, что…Повторили… Виды деятельности, которые мы использовали на

Слайд 39Домашнее задание
Выучить §.65,
выполнить
упражнение 510

Домашнее задание Выучить §.65, выполнитьупражнение 510

Слайд 40Охранять природу- значит охранять Родину
Любите родную природу – 
Озера, леса и

поля. 
Ведь это же наша с тобою 
Навеки родная земля. 
На ней мы с тобою родились, 
Живем мы с тобою на ней! 
Так будем же, люди, все вместе 
Мы к ней относиться добрей. 
Охранять природу- значит охранять Родину Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть