Слайд 1 Пушистое чудо весны
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Родина Татьяна Константиновна
Слайд 2Стихотворение - загадка
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но -внимательней смотри -
С жёлтым солнышком
внутри!
Любовь Полякова
Слайд 3Сон-трава занесена в Красную книгу и рвать ее запрещено!
Слайд 5 Они занесены в Красную книгу
Слайд 6Найдите в предложении определение
Весной ярче светит солнце.
Слайд 7Какие орфограммы встретились в этом предложении?
Прострел - самый
прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.
Слайд 8Выпишите словосочетания сущ . + прил.
Прострел - самый прекрасный и
сказочный цветок на планете.
сказочный цветок
прекрасный цветок
Слайд 9Объясните постановку тире в предложении
Прострел - самый прекрасный
и сказочный цветок на планете.
Слайд 11Цели:
Отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его
выражения;
развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;
формировать навыки нахождения эпитетов в тексте;
использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.
Слайд 12Найдите определения, отвечающие на вопрос какие? какому?
Чем они выражены?
Подчеркните
определения волнистой линией.
Сине-фиолетовые крупные цветки сон –травы радуются весеннем солнышку.
Слайд 13Проверим
Сине-фиолетовые крупные цветки ( какие?) сон-травы радуются весеннему солнышку (какому?).
Определения выражены именами прилагательными.
Слайд 14Какими частями речи выражены выделенные слова?
Среди первых весенних цветов этот цветок
выделяется своей красотой.
Слайд 15Определение –
второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и
обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.
Слайд 16Текст -
это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений,
связанных по смыслу и грамматически.
Слайд 17Музыка весны
Едва сходит снег, и голубые лепестки на
пушистых стеблях
сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.
Найдите определения
в тексте.
Слайд 18Проверим
Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях
сон
– травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.
Слайд 19 Какую роль выполняют определения в речи?
Определения делают
нашу речь красивой,
разнообразной
и богатой.
Слайд 20В данный текст нужно вставить подходящие по смыслу
пропущенные слова.
СОН - ТРАВА
Растаял снег, медленно просыпается от долгого …сна лес, и вот на земле появляются ... … …бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего ...цвета, со … названием сон-трава.
Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный.
Слайд 21Прочитайте восстановленный текст
СОН - ТРАВА
Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава.
Каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях?
Слайд 22Давайте потренируемся украшать свою речь.
Подберите
к существительному весна определения.
Слайд 24Подобрать к существительному весна определения
Яркая, зеленая, теплая, радостная, долгожданная, солнечная, разноцветная,
нежная
Слайд 25Чем поражает нас весна?
Составьте предложения с
определениями. Используйте словарные слова.
Аромат, поражать, блеснул
Слайд 26
Исследовательская работа
Прочитайте оба текста.
Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните,
что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы:
В каком тексте определения придают точность, последовательность , доказательность, конкретность, логичность, научность?
А в каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства?
Слайд 27Прострел крымский (сон- трава) -
многолетнее травянистое растение семейства лютиковых
с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем
с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле.
Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.
Слайд 28Определи стиль текста
Это научное описание (научный стиль), потому
что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность.
Слайд 29Удивительный цветок
О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней
травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах,
гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.
Слайд 30Определи стиль текста
Это художественное описание
(художественный стиль), в нём
раскрываются признаки предмета
в яркой, выразительной форме.
Цель художественного текста -изобразить картину, передать читателю свои чувства,
используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты).
Автор передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции.
Слайд 31Эпитет -
художественное определение, которое помогает ярче увидеть описываемые предметы.
Слайд 32Сравните описания
Какой из текстов более
яркий, выразительный?
Найдите эпитеты.
Слайд 33Определения
Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на
земле появляются пушистые бутончики сон – травы.
Слайд 34Вывод
Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными,
сна(какого?) зимнего, бутончики ( какие?) пушистые .
Они помогают точно выразить признак предмета.
Слайд 35Сон - трава
Фея зашепчет на ушко:
«Мохнатый цветочек бери,
А дома его под
подушку
Запрячь до румяной зари.
Цветок ароматный и нежный,
Прекрасный ребенок весны.
Ты с ним засыпай безмятежно, -
Он дарит волшебные сны».
Слайд 36Эпитеты
помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы,
чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Слайд 37Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений?
Эпитеты выделяют
в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами.
Они помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему, поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Слайд 38Подведем итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с …
Узнали, что…
Повторили…
Виды
деятельности,
которые мы использовали
на уроке…
Слайд 39Домашнее задание
Выучить §.65,
выполнить
упражнение 510
Слайд 40Охранять природу- значит охранять Родину
Любите родную природу –
Озера, леса и
поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.