Слайд 1ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Вотякова
Светлана
Анатольевна,
учитель
МБОУ Школа № 124
г. о. Самара
2016 год
Слайд 2Цель – создание устойчивого интереса к изучению русского языка, практическое воздействие
на мотивацию обучающихся 8 класса.
Приемы, формы: «Аукцион знаний» («Верю-не верю», «Компенсирующий тест»),
«Выбери меня», «Эстафета», «Кот в мешке» (или «Черный ящик»)
Слайд 3«Обособление второстепенных членов предложения»
«АУКЦИОН ЗНАНИЙ»
Лот
Лот
«ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ» «Компенсирующий
тест»
(Самостоятельно оценив уровень подготовки к опросу по теории, обучающийся имеет право выбрать лот определенной «стоимости»)
Слайд 41. Лот «Верю-не верю»
Стоимость лота –«4» балла, за каждый неверный
ответ – минус 0,5 балла («+» - правильно, «-» - неправильно).
2. Лот «Компенсирующий тест»
(Стоимость лота –«5» баллов, за каждое неверно указанное понятие – минус 0,5 балла).
Слайд 5Лот «Верю-не верю»
Стоимость лота – «4» балла, за каждый неверный
ответ – минус 0,5 балла («+»- правильно,
«-»- неправильно)
Слайд 6Приложение – это определение, выраженное именем существительным, оно обособляется, если относится
к собственному имени существительному, стоит после него и имеет уточняющее значение.
Распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, никогда не обособляется.
Определения обособляются, если отделены от определяемого слова другими членами предложения.
Определения и приложения обособляются, если относятся к местоимению.
Одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям, обособляются.
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются.
Дополнения никогда не обособляются.
Слайд 7Проверка
+ Приложение – это определение, выраженное именем
существительным, оно обособляется, если относится к собственному имени существительному, стоит после него и имеет уточняющее значение.
--- Распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, никогда не обособляется.
+ Определения обособляются, если отделены от определяемого слова другими членами предложения.
--- Определения и приложения обособляются, если относятся к местоимению.
--- Одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям, обособляются.
+ Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются.
--- Дополнения никогда не обособляются.
Слайд 8Лот «Компенсирующий тест»
(Стоимость лота –«5» баллов,
за каждое неверно указанное
понятие – минус 0,5 балла).
Слайд 9Приложение – это определение, выраженное …., оно обособляется, если относится к
собственному имени существительному, стоит после него и имеет …. значение.
Распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет …
Определения обособляются, если отделены от … другими членами предложения.
Определения и приложения обособляются, если относятся к … местоимению.
Одиночные деепричастия не обособляются, если входят в состав …
6. … , выраженные существительными с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ПО СРАНЕНИЮ С , обособляются.
Слайд 10Проверка
Приложение – это определение, выраженное СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, оно обособляется, если относится к
собственному имени существительному, стоит после него и имеет уточняющее значение.
Распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет значение причины или уступки.
Определения обособляются, если отделены от определяемого слова другими членами предложения.
Определения и приложения обособляются, если относятся к личному местоимению.
Одиночные деепричастия не обособляются, если входят в состав фразеологизмов.
6. Дополнения, выраженные существительными с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ПО СРАНЕНИЮ С , обособляются.
Слайд 11«Выбери меня»
Практическая работа с предложениями.
Слайд 12«Выбери меня»
Назовите условие обособления:
А) Захрустела галька под ногами тусклым
блеском напоминавшая скинутую шкурку змеи.
Б) Совершенно убитый он вынужден был прервать визиты и вернуться домой.
Слайд 13Проверка
Назовите условие обособления:
А) Захрустела галька под ногами , тусклым
блеском напоминавшая скинутую шкурку змеи.
Б) Совершенно убитый , он вынужден был прервать визиты и вернуться домой.
Слайд 14«Выбери меня»
2. Какая именно конструкция обособляется? (ответ одним словом)
А) Он
был горек и духовит этот крылатый, степной, восточный ветер.
Б) (Не) смотря на непогоду мы двинулись в путь.
Слайд 15Проверка
2. Какая именно конструкция обособляется?
А) Он был горек и
духовит , этот крылатый, степной, восточный ветер (приложение)
Б) Несмотря на непогоду , мы двинулись в путь. (обстоятельство)
Слайд 16«Выбери меня»
3. Сколько запятых необходимо поставить в этом предложении? (количество
запятых цифрой)
Выйдет крестьянин в одной рубашке на воздух прикрыв глаза рукой полюбуется солнцем и ударит ногой праздно лежащую по навесом соху готовясь к обычным трудам.
Слайд 17Проверка
Выйдет крестьянин в одной рубашке на воздух , прикрыв
глаза рукой , полюбуется солнцем и ударит ногой праздно лежащую по навесом соху , готовясь к обычным трудам.
Слайд 184. Выберите правильную формы причастия для согласования с определяемым словом
(выписать только
слова в нужной форме)
В мире воцарилась особенная тишина изредка нарушаем…. мягким шелестом проезжающ… по заснеженной дороге машин.
Слайд 19Проверка
В мире воцарилась особенная тишина , изредка нарушаемАЯ мягким шелестом
проезжающИХ по заснеженной дороге машин.
Слайд 20«Эстафета»
Первый участник получает задание и выполняет его, затем передает «палочку
эстафеты» другому человеку, которого сам же и выбирает.
Качество выполнения задания фиксирует учитель, можно выбрать экспертную группу из числа сильных учеников, а сам учитель контролирует процесс проверки.
Слайд 21
«Эстафета»
по 2-3 примера на каждый пункт
Дан Д/О, выбрать грамматически верное продолжение
предложения.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильное построение предложения с Д/О)
Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильное построение предложения с П/О)
Слайд 22
1. Дан Д/О, выбрать грамматически верное продолжение предложения.
Желая удивить гостей,
было
придумано много игр.
мне удалось уговорить маму испечь большой торт.
клоун был приглашен отцом на мой день рождения.
мы с братом показывали фокусы.
Слайд 23Желая удивить гостей,
было придумано много игр.
мне удалось уговорить маму испечь
большой торт.
клоун был приглашен отцом на мой день рождения.
мы с братом показывали фокусы.
Слайд 24
2. Укажите ошибку в употреблении деепричастного оборота и исправьте неточность.
Прочитав
вторично рассказ, автором внесена существенная поправка
Слайд 25Прочитав вторично рассказ, автор внес существенную поправку.
Слайд 26
3. Укажите ошибку в употреблении причастного оборота и исправьте неточность.
Проявленная
инициатива молодежью оказала помощь заводу.
Слайд 27Проявленная молодежью инициатива оказала помощь заводу.
Слайд 28«Кот в мешке» или «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Первый участник называет номер ячейки и
выполняет задание.
Если есть ответ, то обучающийся получает 1 балл.
Если нет ответа и ход переходит к другому, то второй отвечающий получает 0,5 балла и имеет право дальше «тянуть жребий».
Слайд 29«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 301. Найди соответствия
Не мудрствуя
Не щадя
Не говоря
Невзирая
Затаив
Голову
худого слова
хлебавши
на лица
дыхание
лукаво
живота своего
сломя
Слайд 31«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 32Назвать фразеологизм, составить простое предложение.
Слайд 33«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 34Назвать фразеологизм, составить простое предложение.
Слайд 35«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 36Назвать фразеологизм, составить простое предложение.
Слайд 37«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 38Назвать фразеологизм, составить простое предложение.
Слайд 39«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 406. Какие причастия не обособляются?
Слайд 41«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 427. Примеры : за исключением, наряду с , в отличие от
. Что это за слова? Как они связаны с темой нашего урока?
Слайд 43«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 448. В предложении объяснить пунктуацию.
В трудные дни он работал с нами
рук не покладая
Слайд 45«Кот в мешке»
На экране только таблица, карточки приготовлены
Слайд 469. В предложение на место пропуска вставить подходящее по смыслу распространенное
обстоятельство.
Вагоны … лениво двинулись за паровозом.
Слайд 47Список литературы.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М.:
Высш. шк., 1994.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002.
Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний / Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997. – 368 с. (с. 146)
Сборники Ивановой С.Ю. 2015-2016 год