Слайд 1Методы и приёмы
словарной работы
на уроках русского языка
в начальной
школе
Автор: Сорокина Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ г.Горловки
«Лицей № 85 «Гармония»
Слайд 2«Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, развивающий характер
этой работы – очень важны. Я считаю, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, это нечто вроде игры в слова. Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти»» . К.Д.Ушинский
Слайд 3Д.И.Тихомиров, Ф.И.Буслаев указывали на необходимость организации в начальной школе наблюдений над
составом слова и были полностью солидарны с К.Д.Ушинским
Слайд 4Л. С. Выготский отмечал, что слово не ограничивается указанием на тот
или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. Значение слова – своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир.
Слайд 5ЧЕРНИЛЬНИЦА
-предмет
-имеет отношение к цвету - чёрный
- предмет относящийся к классу предметов
с орудийным значением (суффикс- ил), т.е. служит для чего-то, является вместилищем
Слайд 6Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие
речи и развитие мышления. Л.Н. Толстой говорил «Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие».
Слайд 7 Приёмы мнемотехники- совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих
объём памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приёмы помогают:
- создать необходимые для запоминания ассоциативные связи
- преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания
- предотвратить забывание выученного материала
-уничтожить страх школьников перед большим количеством орфограмм
-позволит увидеть безграничные возможности родного языка
Слайд 8Классификация
-буквенно-звуковая мнемоника
-рифмовки, общность ударения
- отношение к одному словообразовательному типу
- сказки-ассоциации
- схематично-рисуночная
мнемоника
- «пальчиковая» мнемотехника
- задание «Сильный-слабый»
Слайд 10«Какография» - особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать
с рукописи, намеренно испещрённой ошибками, и заставляя его при этом исправлять их .
Так называемая какография, т. е. поправка нарочито с ошибками написанного учителем, теперь везде почти оставлена, но это напрасно. К.Д. Ушинский, «Родное слово, год 3-й», 1949 г.
У гришы жыл Кот рыжык.
Слайд 11Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил путем включения их
в связный рассказ.
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать? (Д. Хармс)
ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ подошел к ЦЫПЛЁНКУ – цыкнул «ЦЫЦ»!
Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.
ШОФЁР ехал по ШОССЕ и ел ШОКОЛАД.
БИЛЕТ – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
РЕБЯТА – ребята РЕшают РЕбус
Слайд 12Перенос ударения на безударную гласную с получением нового слова (существующего или
несуществующего). Примеры: ЗамОк – зАмок, хлопОк – хлОпок, одИн – Один (имя бога), рябИна – рЯбина (от слова рябь), потОм – пОтом.
Перенос ударения на безударную гласную с получением нового слова с изменением конца или начала слова. Примеры: Отец – отче (древне славянское), сорока – сорок, топор – штопор, обед – о беда».
Слайд 13Примеры буквенно-звуковой мнемотехники
Берёза – белая берёза
Завод – завтра на завод
Завтрак –
«На завтрак рак! »
Запад – на западе – солнце падает.
Капуста – как, кап – капает дождик на капусту.
Комната – комната у Наты
Лопата – лопнула
Медведь – мёд ведает
Малина – маленькая ягодка
Слайд 14Эйдетика (от греч. слова «эйдос» - образ) — это методика обучения,
которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида.
Слайд 17«Запоминание слов по цепочке». Нужно взять карточки со словами. Эти слова нужно
запомнить, соединив их по цепочке. Слова не связаны между собой. Нужно соединить эти слова в цепочку так, как не бывает в жизни. У вас получится авангардная цепочка.
Берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, карандаш, капуста, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, молоток, мороз, собака, сорока, тетрадь, язык.
Слайд 181.Зрительный диктант
2.Картинный диктант
3.Выборочный диктант
4.Диктант с использованием загадок (вспомните загадки, отгадками в
которых являются слова из «Словаря»)
5.Диктант по памяти
6.Диктант с комментированием
Слайд 19 7. Творческий диктант.
1) Замените развернутое определение одним словом.
Например:
а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).
б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)
2) Показываю детям картинку, например, с изображением лисицы, медведя. Даю задание: расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.
Слайд 203) На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения
подходящие по смыслу слова из «Словаря».
а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.
б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.
в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.
Задания типа «Допиши предложение» .
1) Весело чирикает … (воробей)
2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.
Слайд 21Игра «Догадайся».
Иногда словарную работу начинаю с таких слов:
Слова спокойно жили в
книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки -
От слов начала откусили,
Из книжек в норку утащили.
На доске записаны слова:
… льто
… нал
… пор
Игра «Подскажи словечко».
. е … (пенал) . о … (мороз)
. е …. (ребята) . о …. (колхоз)
. е …. (мебель) . о ….. (воробей)
Слайд 22Игра «Волшебные яблоки».
На доске написаны слова:
л . сица
м . роз
р .
бята
м . шина
за .ц
Рядом яблоня, на некоторых яблоках написаны буквы (а, е, и, я, о)
Говорю детям: это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.
Слайд 23Игра «Буквы заблудились».
Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?
т,
р, е, т, а, ь, д (тетрадь)
м, л, о, к, о (молоко)
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слайд 24«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или
вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
К.Д.Ушинский