Слайд 1 Сочинение в форме ОГЭ на лингвистическую тему (задание 15.1).
Подготовка.
Куртинина Юлия
Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 39 г.Дзержинска
Слайд 2Для анализа исходного текста предложена тема:
Используя прочитанный текст , выполните задание
15.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Б.Н.Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н.Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же
удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Головин)
Что такое ЯЗЫК и что такое РЕЧЬ?
Язык – это многоуровневая система единиц, нацеленная на общение людей.
Речь – это реализация языка в конкретной ситуации (в предложении и тексте).
Что такое уровни языка?
Это разделы: фонетика, графика, лексика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, пунктуация.
Слайд 5Начинаем сочинение с цитаты.
Б.Н.Головин утверждает: «К оценке достоинств
речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
Слайд 6Вторая часть – комментарий к цитате. Это тезис.
Я согласен(согласна) с высказыванием лингвиста (писателя). Действительно, мастерство пишущего или говорящего заключается в том, насколько грамотно построено его высказывание и в какой мере оно богато различными средствами языка.
или:
Я понимаю это высказывание так: чтобы высказать свою мысль, писатель должен тщательно продумывать, какие языковые единицы ( звуки, морфемы, слова, сочетания слов, предложения) употребить в тексте.
Слайд 7Из предложенных слов создайте предложение (формы слов можно менять):
Язык, наши, помощь,
выражать, с, мысли, мы.
Слайд 8Построенное предложение:
С помощью языка мы выражаем наши мысли.
Слайд 9Как нам удалось из отдельных единиц языка создать предложение?
1. Мы согласовали
подлежащее со сказуемым: Мы выражаем(в каких формах?).
Мы согласовали главные члены со второстепенными (выражаем что?). Какие способы связи (согласование, управление, примыкание) мы использовали?
Слайд 10Мы выражаем– подлежащее со сказуемым согласуются во времени (настоящее), в числе
(множественное).
Выражаем (что?) мысли – управление, так как зависимое слово ставится при главном в винительном (косвенном) падеже.
Мысли (чьи?) наши – согласование, т.к. зависимое слово ставится в той же форме, что и главное – в винительном падеже, во множественном числе.
Слайд 11Третья часть сочинения – теоретическая.
В эту часть сочинения можно
включить определения лингвистических понятий.
Язык – это многоуровневая система единиц, нацеленная на общение людей, а речь – это реализация языка в конкретной ситуации (в предложении и тексте); то, как мы используем единицы языка при общении.
Синонимы к понятию языковые единицы - языковые явления, элементы языка.
Слайд 12Аргументы
(Называем функцию языковой единицы, даём её характеристику).
Обратимся
к тексту произведения /называете имя писателя/. В нём мы находим множество примеров использования (или: пример использования) /называете лексическую единицу/. Например, в предложении №… употребляется… .Они (она, оно)служат(ит) для того, чтобы /называете функцию/.
Кроме /называете предыдущую языковую единицу/, автор использует и /называете вторую языковую единицу/. Этот пример мы находим в предложении №…
Слайд 13Рекомендации:
1. Выясните суть позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения.
2. Подберите аргументы, доказывающие
справедливость высказывания, эти аргументы надо искать именно в области языковых знаний.
3. Перечитайте текст.
4. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.
5. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
Чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста №...; справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения №.., в котором автор использует … ; в подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения №… прочитанного мною текста; рассмотрим предложение №.... В нем использована … . Это приводит нас к выводу о том, что … .
6. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
7. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что …»).
8. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.
Слайд 14Практикуемся, используя художественный текст.
Прочитайте текст.
1)Из Москвы мне привезли
небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. 2)Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом - ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. 3)Пружины новые, крепкие - попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. 4)Зато обратно только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам.
5)Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. 6)Например, нужно срезать ореховую палку. 7)Нагнешь лозу, найдешь то место, где самый изгиб, приставишь к этому месту ножичек - и вот уже облегченно раздалась древесина, а лоза висит почти что на кожице. 8)Может быть, не все мне поверят, но палку толщиной с большой палец я перерезал своим ножичком с одного раза, если, конечно, взять поотложе, чтобы наискосок. (В.Солоухин)
Слайд 15Практикуемся, используя художественный текст.
Какая часть речи помогает описать предмет,
детально представить его? Выпишите слова.
Какие словосочетания использует автор, чтобы уточнить высказывания? Какой способ связи слов используется?
Какие средства выразительности и с какой целью использует автор?
Найдите обобщённо-личные предложения. Какова их роль в тексте?
Слайд 16Примеры языковых средств, используемых для описания предмета.
1)Из Москвы мне
привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. 2)Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом - ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. 3)Пружины новые, крепкие - попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. 4)Зато обратно только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам.
5)Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. 6)Например, нужно срезать ореховую палку. 7)Нагнешь лозу, найдешь то место, где самый изгиб, приставишь к этому месту ножичек - и вот уже облегченно раздалась древесина, а лоза висит почти что на кожице. 8)Может быть, не все мне поверят, но палку толщиной с большой палец я перерезал своим ножичком с одного раза, если, конечно, взять поотложе, чтобы наискосок. (В.Солоухин)
Слайд 17Не забывайте!
В качестве аргументов можно использовать материалы тестов.
Слайд 18Образец сочинения.
Б.Н.Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы
должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Я согласна с высказыванием лингвиста. Действительно, мастерство пишущего или говорящего заключается в том, насколько грамотно построено его высказывание и в какой мере оно богато различными средствами языка. Доказывая мысль Б.Н.Головина, уточним, что такое язык и речь. Язык – это многоуровневая система единиц, нацеленная на общение людей, а речь – это реализация языка в конкретной ситуации (в предложении и тексте).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Солоухина. В пятом предложении, давая характеристику предмета, ножичка с костяной ручкой, он использует метафору «сокровище» и эпитет «бесценное», подчёркивая этим значимость подарка, сделанного отцом. В четвёртом предложении автор употребляет олицетворение «летит» по отношению к слову «лезвие», желая передать этим удобство и надёжность вещи. Под номером семь мы встречаем примеры обобщённо-личных предложений, через которые, возможно, выражается желание главного героя приобщить всех к чувству радости.
Это приводит нас к выводу о том, что писатель, говоря о явлениях жизни, даёт им оценку точным, правильным, образным языком.
Слайд 19Примечание.
Выделенный предмет текста – факультативный.