Презентация, доклад по русскому языку на тему Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне (10 класс)

Содержание

Цели урока:Познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии;Повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова(проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях);Отработать навыки «узнавания орфограммы», условий её выбора, правильного её графического обозначения.

Слайд 1Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне (10 класс)
Работу выполнила

Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне (10 класс)Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского

Слайд 2Цели урока:
Познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии;
Повторить и обобщить правила,

касающиеся безударных гласных в корне слова(проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях);
Отработать навыки «узнавания орфограммы», условий её выбора, правильного её графического обозначения.
Цели урока:Познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии;Повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова(проверяемые

Слайд 3Грустные вести
Пришло письмо мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и

я лижу»,-
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:

Грустные вестиПришло письмо мне,Гляжу –Из лагеря, от Мишки…«Здесь чудный лук, и я лижу»,-Написано в письмишке.Лук лижет? Что

Слайд 4Грустные вести
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
На днях в

лису нашёл я грусть, и очень был доволен».
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен!
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить.

Почему возникло непонимание между друзьями?

Грустные вестиКогда отряд идёт в поход, я запиваю песни.На днях в лису нашёл я грусть, и очень

Слайд 5Принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии

Слайд 6Задание
Выбрать проверочное слово для слова с орфограммой и записать его.
Оп…здание (опаздывать

или поздно), выраб…тка (вырабатывать или работник),
выкр…йка (выкраивать или раскройщик),
стро…тель (стройка или отстраивать), настр…ение (настраивать или настрой)

Нельзя проверять безударную гласную в корне формами глагола несовершенного вида на –ЫВАть, - ИВАть, потому что в них происходит чередование в корне.

ЗаданиеВыбрать проверочное слово для слова с орфограммой и записать его.Оп…здание (опаздывать или поздно), выраб…тка (вырабатывать или работник),выкр…йка

Слайд 7
Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и лёгким. Поэтому она

и заслуживает благодарности всех читающих. Орфография… не только помогает быстрее читать , она позволяет сосредоточиться на содержании. Позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы всё время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова.
(М.В.Панов)


Докажите справедливость этих слов.

М.В.Панов

Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и лёгким. Поэтому она и заслуживает благодарности всех читающих. Орфография…

Слайд 8

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами

всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
(А.С.Пушкин)

Выпишите слова
а) с чередующимися гласными в корне;
б) с чередующимися согласными в корне.

Горит восток зарёю новой.Уж на равнине, по холмамГрохочут пушки. Дым багровыйКругами всходит к небесамНавстречу утренним лучам.Полки ряды

Слайд 9Закрепляем знания
Устно выполняем упр. 91,
стр.63

Письменно выполняем

упр. 89, стр.62

Работаем со словарём:
упр.93
Закрепляем знания Устно выполняем упр. 91,  стр.63 Письменно выполняем   упр. 89, стр.62 Работаем со

Слайд 10Работа в группах
Каждая из четырёх групп комментирует по шесть слов из

упражнения №93, стр.64

1 группа: со слова акк…мп…н..мент до д…л…тант;
2 группа: со слова д…скр…минаця до к..т…клизм;
3 группа: со слова м…к…латура до пр..в…легия;
4 гуппа: со слова: пр..ор…тет до конца

Работа в группахКаждая из четырёх групп комментирует по шесть слов из упражнения №93, стр.641 группа: со слова

Слайд 11Проверяем (1 группа)
Аккомпанемент
Баклажан
Валидол
Вернисаж
Деликатес
Дилетант


Проверяем (1 группа) АккомпанементБаклажанВалидолВернисажДеликатесДилетант

Слайд 12Проверяем (2группа)
Дискриминация
Дифирамб
Какофония
Каланча
Калейдоскоп
Катаклизм



Проверяем (2группа) ДискриминацияДифирамбКакофонияКаланчаКалейдоскопКатаклизм

Слайд 13Проверяем
Макулатура
Нигилизм
Панорама
Периферия
Претендент
Привилегия

Проверяем МакулатураНигилизмПанорамаПериферияПретендентПривилегия

Слайд 14Проверяем
Приоритет
Семантика
Семинар
Стипендия
Табуретка
Хрестоматия


Проверяем ПриоритетСемантикаСеминарСтипендияТабуретка Хрестоматия

Слайд 15Рефлексия
Можно ли считать слова орфография и правописание синонимами?
На

каких принципах строится современная русская орфография? Аргументируйте свой ответ.
Рефлексия Можно ли считать слова орфография и правописание синонимами? На каких принципах строится современная русская орфография? Аргументируйте

Слайд 16Задание на дом
Упражнение 96,стр.65 (толкование слов проверяй по словарю)
Приведите по два

примера на каждый принцип орфографии

Задание на домУпражнение 96,стр.65 (толкование слов проверяй по словарю)Приведите по два примера на каждый принцип орфографии

Слайд 17Тестирование

Тестирование

Слайд 18Задание №1
Значение, какого слова определено неверно
Лицедей – актёр, притворщик;
Сонм

– собрание, множество;
Днесь – днём;
Волхв – чародей, колдун.


Задание №1Значение, какого слова определено неверно Лицедей – актёр, притворщик; Сонм – собрание, множество; Днесь – днём;

Слайд 19Задание №2
В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка

выздоровею;
опротивеет;
опостылеешь;
очутусь.


Задание №2В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка выздоровею; опротивеет; опостылеешь; очутусь.

Слайд 20Задание №3
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук


положИл;
тОрты;
портфЕль;
прИнялся.


Задание №3В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук положИл; тОрты; портфЕль; прИнялся.

Слайд 21Задание №4
В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
Слушая эту волнующую музыку,

я представляю бушующее море.
Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.


Задание №4В каком предложении нарушена синтаксическая норма? Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море. Зная о

Слайд 22Задание №5
В каком случае допущена ошибка?
Двадцать один ученик сдал экзамен;


Получены тысяча книг.
Прошло десять лет.
Эти три машины поехали в одном направлении.


Задание №5В каком случае допущена ошибка? Двадцать один ученик сдал экзамен; Получены тысяча книг.Прошло десять лет.Эти три

Слайд 23Использованная литература:
1. Будникова.Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. поурочные разработки по русскому

языку. 10-11 классы.- М.:ВАКО, 2014.

2. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н, Гурдаева Н.А. русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой коммуникативной компетенции. 10-11-й классы/ Н.А.Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2014

Использованная литература:1. Будникова.Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы.- М.:ВАКО, 2014. 2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть