Презентация, доклад по русскому языку на тему Борис Николаевич Головин (9 класс)

Содержание

БИОГРАФИЯБорис Николаевич Головин (1916–1984) – выдающийся лингвист, заслуженный деятель науки РСФСР. Окончив Московский государственный педагогический институт им. Ленина, в начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт, был ранен, закончил войну в Чехословакии. После войны

Слайд 1Борис Николаевич ГОЛОВИН
Автор: Зарудный Дмитрий Юрьевич,
учитель русского

языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»
Старооскольского городского округа
Белгородской области
Борис     Николаевич ГОЛОВИНАвтор: Зарудный Дмитрий Юрьевич,учитель русского языка и литературыМБОУ «Основная общеобразовательная

Слайд 2БИОГРАФИЯ
Борис Николаевич Головин (1916–1984) – выдающийся лингвист, заслуженный деятель науки РСФСР.

Окончив Московский государственный педагогический институт им. Ленина, в начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт, был ранен, закончил войну в Чехословакии. После войны поступив в аспирантуру к академику В. В. Виноградову, в 1949 г. под его руководством защитил кандидатскую диссертацию. В 1957 г. Б. Н. Головин приехал в Нижний Новгород (тогда город назывался Горький), через несколько лет возглавил кафедру русского языка в университете, которой руководил до последних дней жизни. Б. Н. Головина отличал мощный интеллект, широчайшая научная эрудиция, необыкновенная работоспособность. Эти качестве позволили ученому сформировать ряд научных направлений в лингвистике.
БИОГРАФИЯБорис Николаевич Головин (1916–1984) – выдающийся лингвист, заслуженный деятель науки РСФСР. Окончив Московский государственный педагогический институт им.

Слайд 3Контрольные вопросы и задания
1. Укажите годы жизни известного языковеда.
2. Что вам

известно об участии Б.Н. Головина в Великой Отечественной войне?
3. Кто был его наставником в изучении русского языка?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. Укажите годы жизни известного языковеда.2. Что вам известно об участии Б.Н. Головина в

Слайд 4творчество
Борис Николаевич Головин – автор уникальных учебников, выдержавших несколько переизданий в

России и за рубежом. Речь идет, в частности, о таких трудах, как «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Основы культуры речи», «Основы теории синтаксиса». Именно Головин первым осознал необходимость преподавания курса основ культуры речи на филологических факультетах. Он был автором первой программы и первого учебника для университетов, в которых излагалась собственная научная концепция по этой проблематике. По его основам культуры речи была разработана новая теория качества культуры речи.


творчествоБорис Николаевич Головин – автор уникальных учебников, выдержавших несколько переизданий в России и за рубежом. Речь идет,

Слайд 5Контрольные вопросы и задания
1. Назовите виды научной литературы, над которыми трудился

Б.Н. Головин?
2. Укажите их названия.
3. Над основами какого направления в изучении русского языка работал учёный?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. Назовите виды научной литературы, над которыми трудился Б.Н. Головин?2. Укажите их названия.3. Над

Слайд 6Статья в журнале
Предлагаем вашему вниманию статью профессора Б. Н. Головина «О качествах

хорошей речи». Она была опубликована в журнале «Русский язык в школе» № 2, 1964. Приступая к её написанию, учёный глубоко опасался засорения русского литературного языка канцеляризмами и жаргонами.
Статья в журналеПредлагаем вашему вниманию статью профессора Б. Н. Головина «О качествах хорошей речи». Она была опубликована

Слайд 7Контрольные вопросы и задания
1. О какой статье Б.Н. Головина мы будем

сегодня говорить?
2. Где и когда она была опубликована?
3. Чего опасался учёный, принимаясь за эту статью?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. О какой статье Б.Н. Головина мы будем сегодня говорить?2. Где и когда она

Слайд 8ЯЗЫК И РЕЧЬ
«1. Язык и речь едины и раз­личны. В этом

нужно видеть одно из проявлений великого закона диалектики. Если язык – это сово­купность и система единиц обще­ния (звуков, морфем, слов, слово­сочетаний, предложений), рассмат­риваемых в отвлечении от речи и выражаемого ею конкретного со­держания, то речь – это последо­вательность тех же самых единиц, построенная по законам языка для выражения вполне конкретного со­держания. Грубо: язык – «набор» готовых к употреблению фонетиче­ских, лексических и грамматиче­ских единиц и их категорий; речь – выбор из этого набора единиц, нужных для выражения определен­ного содержания, и организация их в «цепь», в последовательность.
Именно в речи (а не в языке) возникают и уничтожаются такие ее качества, как правильность, точ­ность, чистота, выразительность, уместность и др. Именно поэтому же термин «культура речи» пред­почтительнее термину «культура языка»: о языке нелогично гово­рить, правилен он или неправилен, точен или неточен, уместен или не­уместен. Все подобные характери­стики более приложимы к речи».
ЯЗЫК И РЕЧЬ«1. Язык и речь едины и раз­личны. В этом нужно видеть одно из проявлений великого

Слайд 9Контрольные вопросы и задания
1. О чём пишет в начале статьи Б.Н.

Головин?
2. Что, по мнению языковеда, набор единиц общения, а что -- выбор?
3. Где именно: в языке или в речи возникают и уничтожаются такие качества, как правильность, точ­ность, чистота, выразительность, уместность?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. О чём пишет в начале статьи Б.Н. Головин?2. Что, по мнению языковеда, набор

Слайд 10Правильность речи
«Все согла­шаются, что хорошая речь – это, прежде всего, речь

правильная. Но что значит «правильная»? Где мож­но найти объективные критерии правильности? И есть ли они?

Да, есть. Эти критерии – в со­ответствии или несоответствии ре­чи нормам литературного языка. Правильной мы называем такую речь, структура которой соответ­ствует литературно-языковым нор­мам».
Правильность речи«Все согла­шаются, что хорошая речь – это, прежде всего, речь правильная. Но что значит «правильная»? Где

Слайд 11Контрольные вопросы и задания
1. Есть ли критерии правильности речи, по Б.Н.

Головину?
2. Если есть, то в чём они проявляются?
3. Что Б.Н. Головин считает правильностью речи?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. Есть ли критерии правильности речи, по Б.Н. Головину?2. Если есть, то в чём

Слайд 12Чистота речи
«Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному

языку или почему-либо не принятых им слов, фразеологизмов и иных единиц.
Каковы главные источники засо­рения нашей речи?
По-видимому, прежде всего, – это иностранные языки в тех случаях, когда их полузнание используется во вред родной речи.
Второй источник засорения ли­тературной речи – местные гово­ры, территориальные диалекты.
Третий источник засорения лите­ратурной речи – профессионально-социальные «подстили» языка и его социальные жаргоны».
Чистота речи«Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку или почему-либо не принятых им

Слайд 13Контрольные вопросы и задания
1. Какую речь Б.Н. Головин называет чистой ?
2.

Сколько источников загрязнения речи называет учёный?
3. Перечислите их.
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. Какую речь Б.Н. Головин называет чистой ?2. Сколько источников загрязнения речи называет учёный?3.

Слайд 14Богатство речи
«Кто из нас не убежден в бо­гатстве русского языка? Но

что же такое это признаваемое всеми богатство речи? Поддается ли оно какому-нибудь логическому «изме­рению», более или менее строгой логической оценке? И может ли быть оно определено? По-видимо­му, да.
Какие бы стороны языка и речи мы ни брали, суть остается од­ной и той же: чем больше различ­ных и неповторяющихся элементов языка («формальных» и смысло­вых) приходится на одну и ту же «площадь» речи, тем богаче речь».
Богатство речи«Кто из нас не убежден в бо­гатстве русского языка? Но что же такое это признаваемое всеми

Слайд 15Контрольные вопросы и задания
1. Все ли люди, по мнению Б.Н. Головна,

признают русскую речь богатой ?
2. Можно ли точное определение богатству речи?
3. Дайте определение богатству речи по Б.Н. Головину.
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Контрольные вопросы и задания1. Все ли люди, по мнению Б.Н. Головна, признают русскую речь богатой ?2. Можно

Слайд 16Подведём итоги
Высчитаем среднее арифметическое ваших отметок. Это и будет Ваша отметка

за урок!
Надеемся, у Вас весьма неплохие отметки.
А если кто хочет ещё лучше, обратитесь к моему «помощнику» – сайту «Грамота.ру»
и законспектировав статью Б.Н. Головина
http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_764
основательно подготовьтесь к следующему уроку!!!

ДО ВСТРЕЧИ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!!!


Подведём итогиВысчитаем среднее арифметическое ваших отметок. Это и будет Ваша отметка за урок!Надеемся, у Вас весьма неплохие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть