Слайд 1Борис Николаевич ГОЛОВИН
Автор: Зарудный Дмитрий Юрьевич,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»
Старооскольского городского округа
Белгородской области
Слайд 2БИОГРАФИЯ
Борис Николаевич Головин (1916–1984) – выдающийся лингвист, заслуженный деятель науки РСФСР.
Окончив Московский государственный педагогический институт им. Ленина, в начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт, был ранен, закончил войну в Чехословакии. После войны поступив в аспирантуру к академику В. В. Виноградову, в 1949 г. под его руководством защитил кандидатскую диссертацию. В 1957 г. Б. Н. Головин приехал в Нижний Новгород (тогда город назывался Горький), через несколько лет возглавил кафедру русского языка в университете, которой руководил до последних дней жизни. Б. Н. Головина отличал мощный интеллект, широчайшая научная эрудиция, необыкновенная работоспособность. Эти качестве позволили ученому сформировать ряд научных направлений в лингвистике.
Слайд 3Контрольные вопросы и задания
1. Укажите годы жизни известного языковеда.
2. Что вам
известно об участии Б.Н. Головина в Великой Отечественной войне?
3. Кто был его наставником в изучении русского языка?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 4творчество
Борис Николаевич Головин – автор уникальных учебников, выдержавших несколько переизданий в
России и за рубежом. Речь идет, в частности, о таких трудах, как «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Основы культуры речи», «Основы теории синтаксиса». Именно Головин первым осознал необходимость преподавания курса основ культуры речи на филологических факультетах. Он был автором первой программы и первого учебника для университетов, в которых излагалась собственная научная концепция по этой проблематике. По его основам культуры речи была разработана новая теория качества культуры речи.
Слайд 5Контрольные вопросы и задания
1. Назовите виды научной литературы, над которыми трудился
Б.Н. Головин?
2. Укажите их названия.
3. Над основами какого направления в изучении русского языка работал учёный?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 6Статья
в журнале
Предлагаем вашему вниманию статью профессора Б. Н. Головина «О качествах
хорошей речи». Она была опубликована в журнале «Русский язык в школе» № 2, 1964. Приступая к её написанию, учёный глубоко опасался засорения русского литературного языка канцеляризмами и жаргонами.
Слайд 7Контрольные вопросы и задания
1. О какой статье Б.Н. Головина мы будем
сегодня говорить?
2. Где и когда она была опубликована?
3. Чего опасался учёный, принимаясь за эту статью?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 8ЯЗЫК И РЕЧЬ
«1. Язык и речь едины и различны. В этом
нужно видеть одно из проявлений великого закона диалектики. Если язык – это совокупность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений), рассматриваемых в отвлечении от речи и выражаемого ею конкретного содержания, то речь – это последовательность тех же самых единиц, построенная по законам языка для выражения вполне конкретного содержания. Грубо: язык – «набор» готовых к употреблению фонетических, лексических и грамматических единиц и их категорий; речь – выбор из этого набора единиц, нужных для выражения определенного содержания, и организация их в «цепь», в последовательность.
Именно в речи (а не в языке) возникают и уничтожаются такие ее качества, как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность и др. Именно поэтому же термин «культура речи» предпочтительнее термину «культура языка»: о языке нелогично говорить, правилен он или неправилен, точен или неточен, уместен или неуместен. Все подобные характеристики более приложимы к речи».
Слайд 9Контрольные вопросы и задания
1. О чём пишет в начале статьи Б.Н.
Головин?
2. Что, по мнению языковеда, набор единиц общения, а что -- выбор?
3. Где именно: в языке или в речи возникают и уничтожаются такие качества, как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 10Правильность речи
«Все соглашаются, что хорошая речь – это, прежде всего, речь
правильная. Но что значит «правильная»? Где можно найти объективные критерии правильности? И есть ли они?
Да, есть. Эти критерии – в соответствии или несоответствии речи нормам литературного языка. Правильной мы называем такую речь, структура которой соответствует литературно-языковым нормам».
Слайд 11Контрольные вопросы и задания
1. Есть ли критерии правильности речи, по Б.Н.
Головину?
2. Если есть, то в чём они проявляются?
3. Что Б.Н. Головин считает правильностью речи?
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 12Чистота речи
«Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному
языку или почему-либо не принятых им слов, фразеологизмов и иных единиц.
Каковы главные источники засорения нашей речи?
По-видимому, прежде всего, – это иностранные языки в тех случаях, когда их полузнание используется во вред родной речи.
Второй источник засорения литературной речи – местные говоры, территориальные диалекты.
Третий источник засорения литературной речи – профессионально-социальные «подстили» языка и его социальные жаргоны».
Слайд 13Контрольные вопросы и задания
1. Какую речь Б.Н. Головин называет чистой ?
2.
Сколько источников загрязнения речи называет учёный?
3. Перечислите их.
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 14Богатство речи
«Кто из нас не убежден в богатстве русского языка? Но
что же такое это признаваемое всеми богатство речи? Поддается ли оно какому-нибудь логическому «измерению», более или менее строгой логической оценке? И может ли быть оно определено? По-видимому, да.
Какие бы стороны языка и речи мы ни брали, суть остается одной и той же: чем больше различных и неповторяющихся элементов языка («формальных» и смысловых) приходится на одну и ту же «площадь» речи, тем богаче речь».
Слайд 15Контрольные вопросы и задания
1. Все ли люди, по мнению Б.Н. Головна,
признают русскую речь богатой ?
2. Можно ли точное определение богатству речи?
3. Дайте определение богатству речи по Б.Н. Головину.
Если вы правильно ответили на все три вопроса, Вам отметка – «5»
Если правильно ответили на два вопроса, Вам отметка – «4»
Один правильный ответ – отметка «3».
Слайд 16Подведём итоги
Высчитаем среднее арифметическое ваших отметок. Это и будет Ваша отметка
за урок!
Надеемся, у Вас весьма неплохие отметки.
А если кто хочет ещё лучше, обратитесь к моему «помощнику» – сайту «Грамота.ру»
и законспектировав статью Б.Н. Головина
http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_764
основательно подготовьтесь к следующему уроку!!!
ДО ВСТРЕЧИ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!!!