Слайд 2
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека
заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
Слайд 3
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека
заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Слайд 5
Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как
финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
Слайд 7Работа с текстом
Сущность понятия «власть» заключается в возможности
одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
Слайд 8
Задания:
Определите тему и основную мысль.
2. Какое средство
выразительности используется в
выражении «сбросить свою «ношу» (предложение 6):
Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Слайд 9
Вспомним:
Какие предложения называются сложноподчиненными?
- На какие основные группы по значению
они делятся?
- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?
Слайд 103. Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите их.
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
Слайд 11
Дерево, если ему не мешать, растет ровно
вверх.
Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх.
Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни.
Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Слайд 12
4. Сделайте устно пунктуационный разбор.
5. Постройте их
схемы.
6. Найдите главную и придаточную часть.
7. На какой вопрос отвечает придаточное?
Слайд 13
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Цель урока: познакомиться с отличительными особенностями сложноподчиненных
предложений с придаточными условия.
Задачи урока: формировать умение распознавать придаточные условия, отличить их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными условия; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.
Слайд 14
.
На какие вопросы отвечают придаточные условия?
К
чему относятся?
Где находятся по отношению к главному?
Чем присоединяются к главному?
Слайд 15
Придаточные условные:
Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного
предложения.
2. Главная часть может начинаться с частиц ТО и ТАК.
Отвечают на вопросы: при каком условии?
4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).
5. Место по отношению к главному предложению: любое.
Слайд 16
Придаточное условное:
Внешне сходное с ним:
Когда…
Когда
(Придаточное времени)
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. (В. Набоков)
Слайд 17
(Придаточное изъяснительное)
Придаточное условное:
Внешне сходное с ним:
когда…
когда…
Хорошо, когда за окнами шумят деревья.
Покойный муж Коробочки любил, когда перед сном ему щекотали пятки.
Слайд 18
Придаточное условное:
Внешне сходное с ним:
Цветение шиповника
совпадает с самыми
короткими ночами, когда
соловьи гремят в росе.
В августе мы поедем
на Кавказ, когда
сможем достать путёвки
(Придаточное определительное)
когда…
когда…
Слайд 19
Придаточные условные:
Внешне сходные с ними:
1. Учитель сказал, когда нам нужно
вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.)
1. Когда голова у кого
пуста, то голове ума не
придадут и места.
2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)
2. Когда труд
удовольствие, жизнь
хороша.
Слайд 20
Задание: определить вид сложноподчинённых предложений, расставить знаки препинания
1. Когда голова
у кого пуста то голове ума не придадут и места
2. Учитель сказал когда нам нужно вернуться
3. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов
4. Когда труд удовольствие жизнь хороша
Слайд 21
ЗАДАНИЯ ОГЭ
1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2) который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писáл в тетради.
2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
Слайд 223. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
Слайд 23
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Какие предложения называются СПП с придаточными условия?
2. На какой вопрос отвечают придаточные условия?
3. Какие союзы используются в СПП с придаточными условия?
(Если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если)).
4. Где могут находиться придаточные условия по отношению к главному предложению?
5. Что сегодня на уроке у вас вызвало наибольшее затруднение?
Слайд 24
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Из текстов художественной литературы найти и
выписать пять СПП с условными придаточными, изучить параграф учебника