Слайд 2Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)наклонить
2)помириться
3)рядовой
4)держать
Слайд 3
Укажите слово с непроверяемой ударением гласной в корне.
1)священный
2)пожилой
3)пальто
4)деревянные
Слайд 4Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1)предложил
2)озарило
3)выбирайте
4)помириться
Слайд 5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)коснулась
2)покраснел
3)вымолвить
4)интересная
Слайд 6Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1)предлагал
2)утирал
3)замирал
4)отбивал
Слайд 7Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1)трамвай
2)тротуар
3)солистка
4)квартира
Слайд 8Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)удивления
2)отложилось
3)догадался
4)запечатлелось
Слайд 9Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)сложила
2)выглядел
3)терять
4)черта
Слайд 10Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1)положение
2)зависть
3)стереть
4)собиравшейся
Слайд 11Замените словосочетание «Лялиной красотой» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 12Замените словосочетание ЛЮСИНА МАМА , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
Слайд 13Замените словосочетание «Санькины чувства» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 14Замените словосочетание «дом Пушкина» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием
со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 15Замените словосочетание КОФЕЙНАЯ МЕЛЬНИЦА , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 16Замените словосочетание ФРАНЦУЗСКИЙ СЫР , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 17Замените словосочетание «работа прапрадеда» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием
со связью согласование. Напишите полученное словосочетание
Слайд 18Замените словосочетание «людские шаги» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 19Замените словосочетание ИЗУМЛЁННО ПОСМОТРЕЛА, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 20Замените словосочетание «командир полка» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием
со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание
Слайд 21Замените словосочетание ОБИЖЕННО ПРОБУРЧАЛ , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 22Из предложений 61-63 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«На конце приставки пишется -С-, если после неё следует ГЛУХОЙ согласный».
61)Бабе Настасье надоело любопытство гостей. 62)Она заволновалась, вспыхнула. 63)Сердитой скороговоркой произнесла:
Слайд 23Из предложений 36-38 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от
его лексического значения.
36)Ребята ушли, в доме стало подчеркнуто тихо. 37)А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. 38)Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость.
Слайд 24Из предложений 39-43 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«На конце приставки пишется -З-, если после неё следует ЗВОНКИЙ согласный».
39)Потом ей стало душно, и она заковыляла к двери. 40)Вышла на крыльцо. 41)Было уже совсем темно. 42)В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.
Слайд 25Из предложений 28-30 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от
его лексического значения.
28) Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. 29)Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. 30)Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу
Слайд 26Из предложений 32-34 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от
их лексического значения.
32)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.33) Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. 34) Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.
Слайд 27Из предложений 37-40 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«На конце приставки пишется -З-, если после неё следует ЗВОНКИЙ согласный».
37) Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. 38)В тряпице лежал корж.39) Она ничего не сказала.40) Положила нежданный гостинец перед внуком.
Слайд 28Из предложений 38-39 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом:
«На конце приставки пишется -С-, если после неё следует ГЛУХОЙ согласный».
38) Издалека этот лес действительно кажется огромным полыхающим кустом, вокруг которого раскинулись поля. 39) А теперь всмотритесь в лица этих четверых ребят. 40) Простые, ничем не приметные лица.
Слайд 29Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«На конце приставки пишется -С-, если после неё следует ГЛУХОЙ согласный».
7) Я стал рассматривать новичка. 8) Он мало чем отличался от моих старых знакомых.9) Военная форма вообще делает людей похожими, а на нём была такая же поношенная гимнастёрка с полевыми погонами со звёздочкой, как у остальных. 10) Он сидел прямо, словно проглотил аршин, и изо всех сил смотрел в фотоаппарат.
Слайд 30Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от
его лексического значения.
1) Я быстро зашагал в зал, к месту преступления, в ожидании увидеть мальчишку, из тех, кого неудержимо влечёт к гранатам и тесакам. 2) Но похитителем таинственной фотографии оказалась девочка-подросток. 3) Она стояла под картиной Красного Куста, окружённая экскурсоводами,- длинноногая, белобрысая, с жиденькой чёлкой на лбу, в свитере с чернильными пятнами.
Слайд 31
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
1)На исходе
прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости.
2)Старые газеты — это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня.
3)Нет у меня немецкой каски.
4)И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник.
Слайд 32Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер
этого предложения.
—11) Старые газеты — это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня. —12) А нам нужны реликвии войны.
—13) Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? — спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.
Слайд 33В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
-Годится! — обрадованно подхватил Леня: ему,(1) видимо,(2) очень хотелось,(3) чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какая-нибудь реликвия,(4) пусть фото.
Слайд 34В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.
-Надо почитать,(1) — поддержали его остальные, (2)и вся честная компания направилась к окну,(3) где было светлее.
Слайд 35
Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
4)Гости смотрели на хозяйку, хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной компании придется браться за тряпку.5) Баба Настасья поджала губы и спросила:
—6) Чего надо-то?
7)Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах — он больше всех наследил, паршивец! — тут же отозвался
Слайд 36Среди предложений 25-27 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
между его частями. Напишите номер этого предложения.
25)Годится! — обрадованно подхватил Леня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какая-нибудь реликвия, пусть фото. 26)И он, не дожидаясь ответа, посоветовал:
— 27)Баба Настасья, поищите за образами.
Слайд 37Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
1)Приходится надевать сырые.
2)Старший
хотел сложить письмо уголком, но не сумел.
3)Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость.
4) Один раз чуть не прибили хромого почтальона.
Слайд 38
Из предложений 28-30 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется
правилу: «В наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
—28) Какой клятвы? — глухо спросила баба Настасья.
—29) «Умрем, но не отступим!» — как по писаному сказал старший.
30)Баба Настасья изумлённо посмотрела на ребят.
Слайд 39Среди предложений 32-34 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством.
— 32)Поэтому
и не реликвия, — тихо сказала конопатенькая.
—33) Может быть, реликвия, — сказал соседский Леня, стараясь удержать товарищей, но ребята потянулись к двери.
34)Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел.
Слайд 40
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую при обращении.
Нет, (1)это не реликвия.
— Понимаете,(2) баба Настасья,(3) не реликвия,(4) — с сожалением сказал старший. —Все про табак,(5) про портянки.
Слайд 41В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями, связанными подчинительной связью.
Она вернулась к столу, (1)села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок,(2) потому что знала письмо наизусть.
Когда много лет назад письмо пришло с фронта,(3) все бабы завидовали
Слайд 42Среди предложений 42-44 найдите сложное предложение с придаточным времени.
42)Но когда
она открыла глаза, на дворе было уже темно.43) Баба Настасья встрепенулась, поднялась, зажгла свет.44) Она вернулась к столу, села на лавку.
Слайд 43Среди предложений 36-38 найдите сложное предложение с бессоюзной связью.
36)Ребята
ушли, в доме стало подчеркнуто тихо. 37)А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. 38)Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость.
Слайд 44Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.
1)Такая это была
пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
2)В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.
3)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.
4)А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!»
Слайд 45Из предложений 20-23 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется
правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если в них есть приставка, кроме НЕ ».
20)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне.
21)Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.
—22) Ты не расстраивайся из-за портянок. 23)К зиме обязательно новые выдадут.
Слайд 46Среди предложений 43-46 найдите предложение с обособленным распространённым определением.
43)Тут хлопнула
калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. 44)Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый запах.
45) Он проникал внутрь, разливался по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло свою гнетущую тяжесть. 46)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.
Слайд 47В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую при обращении.
Настасья,(1) большая и сильная,(2) поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:
«Здравствуй,(3) жена моя Настасья!..»
Слайд 48В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.
Такая это была пахота,(1) что в конце полосы в глазах становилось темно,(2) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (3)и падали бабы на землю,(4) как солдаты под огнем.
Слайд 49Среди предложений 34-36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
34)А
письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!» 35)Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения.36) И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.
Слайд 50Среди предложений 34-36 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.
34)А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!» 35)Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения.36) И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.
Слайд 51Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.
1)Сколько маленький Коля
помнил себя в войну, он всегда был голодным.
2)И хлеб был не из веников — настоящий.
3)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома.
4)Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу
Слайд 52Из предложений 14-16 выпишите слова, правописание Н (НН) в которых подчиняется
правилу: «В прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется НН».
14) Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. 15)В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.
16)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома.
Слайд 53Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством.
5)Дома ему
давали болтанку и хлеб. 6)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. 7)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.
Слайд 54В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Ты,(1) наверно,(2) плотно поужинал?
Коля растерянно заморгал,(3) а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку,(4) зажмурил глаза и припал к хлебу.
Слайд 55В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.
В теплой хате от солдат шел банный пар,(1) и сразу запахло табачным дымом,(2) мокрыми портянками, (3)ременной кожей и ароматным свежим житником,(4) который они выкладывали на стол.
Слайд 56Среди предложений 14-16 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
14)
Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. 15)В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.
16)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома.
Слайд 57Среди предложений 14-15 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью
14)
Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. 15)В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.
Слайд 58Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.
1)Мальчик пожевал травинку
и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава.
2)А может быть, как вишня, покроется белой метелицей.
3)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
4)Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.
Слайд 59Из предложений 38-41 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется
правилу: «В кратких причастиях пишется одна буква Н».
38) Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. 39)Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. 40)Но он терпел. 41)Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.
Слайд 60Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством.
23)Какая-то скрытая
пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
24)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха.25) Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц.
Слайд 61В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при обращении.
Отведай,(1) внучок, (2)моего коржа.
Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, (3)пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
Корочка обжигала губы,(4) соль пощипывала язык,(5) ноздри раздувались,(6) боясь упустить толику вкусного запаха.
Слайд 62В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.
И все ждали,(1) и Коля ждал,(2) и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь,(3) которая то ли была на самом деле,(4) то ли приснилась.
Слайд 63Среди предложений 23-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.
23)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
24)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха.25) Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц.
Слайд 64Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА .
1)До чего
же жадный дед!
2)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел.
3)Радостный огонек вспыхнул в его глазах.
4)Взял со стола остывший корж.
Слайд 65
Из предложений 37-40 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«На конце приставки пишется -З-, если после неё следует ЗВОНКИЙ согласный».
37) Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. 38)В тряпице лежал корж.39) Она ничего не сказала.40) Положила нежданный гостинец перед внуком.
Слайд 66Из предложений 36-40 выпишите слово, правописание НН в котором является исключением
из правила о написании Н(НН).
36) На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом.37) Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. 38)В тряпице лежал корж.39) Она ничего не сказала.40) Положила нежданный гостинец перед внуком
Слайд 67Среди предложений 34-36 найдите предложение с обособленным распространённым определением.
—34) Чего
ему болеть-то? — сказал Коля. — Пасет себе пчел.
35)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать.36) На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом.
Слайд 68В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Это чувство оказалось сильнее голода,(1) важнее хлеба. Значит,(2)дед не жует корж и не макает его в гречишный мед,(3) а пьет свою подслащенную водичку,(4) которая заглушает голод,(5) и пчелы ползают по его плечам...
Слайд 69 В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки
препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными подчинительной связью.
Значит, (1)дед не жует корж и не макает его в гречишный мед,(2) а пьет свою подслащенную водичку,(3) которая заглушает голод, (4)и пчелы ползают по его плечам...
Слайд 70Среди предложений 27-29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным
(неоднородным) подчинением придаточных.
27)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. 28)А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой. 29)Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку.
Слайд 71Среди предложений 45-47 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.
45)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.46) Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам... 47)И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.