Слайд 1Автор Клименко Алина Викторовна
Дополнительная образовательная программа
«Подготовительный курс для абитуриентов колледжа»
Русский
язык
Слайд 2Сегодня мы поговорим о…
Видах второстепенных членов предложений;
Односоставных предложениях;
Неполных предложениях.
Слайд 3Второстепенные члены предложения
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены — подлежащее
и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.
Слайд 4Дополнение
Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы
косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее: существительным или местоимением в косвенных падежах без предлога (я получил телеграмму и без конца её перечитывал); любой частью речи в функции существительного (все смотрели на заключённого); инфинитивом (все просили её спеть);числительным (умножьте десять на пять); сочетанием числительного с существительным в родительном падеже (взвесьте мне шесть яблок); фразеологически связанным словосочетанием (я прошу тебя не вешать нос).
Среди дополнений выделяют прямые и косвенные. Косвенные дополнения управляются главным словом при помощи предлога: Вы хотите поговорить (о чем?) об этом. Мы перешли (через что?) через реку. Прямые дополнения присоединяются к главному члену без помощи предлога: Я пишу письмо. Ученик решил задачу.
Слайд 5Определение
Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий
на вопрос какой? чей?
По характеру связи с определяемым словом определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованные определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе — и рода, то есть связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются прилагательным (новое платье),местоимением (кроме его, её, их — твоя улыбка), порядковым числительным (третья перемена), причастием (законченная работа), существительным (хищник волк, красавица девушка).
Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (романы Толстого, тетради в линеечку, журнал «Огонёк»); существительным в именительном падеже (озеро Байкал); притяжательным местоимением его, её, их (его книга, нет его книги); простой сравнительной и построенной на её основе составной превосходной степенью прилагательного (здесь водится рыба покрупнее); наречием (яйцо вкрутую, кофе по-турецки); глаголом в форме инфинитива (желание учиться).
Слайд 6Приложение
Разновидностью определений являются приложения — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом
согласованием или примыканием. Например: Рина Зелёная, прославленная актриса, автор блестящих мемуаров, в жизни оставалась скромным и непритязательным человеком. Я не слишком люблю это время суток — сумерки. В романе «Война и мир» более восьмисот героев. Очень хочется съездить на озеро Байкал.
Слайд 7Обстоятельство
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или
признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.
По значению выделяются обстоятельства образа действия (как? каким образом? — Поезд двигался не спеша); времени (когда? с каких пор? до каких пор? — Завтра мы идем в поход); места (где? куда? откуда? — Войска двинулись вперёд); причины (почему? — От усталости я не мог ни есть, ни спать); цели (зачем? — Я пришел поговорить); меры и степени (в какой мере, степени? — Было очень холодно); условия (при каком условии? — Без предупреждения нельзя туда идти); уступки (несмотря на что? — Несмотря на дождь, на улице было тепло).
Обстоятельства бывают выражены наречиями (Солнце светит ярко); деепричастиями и деепричастными оборотами (Танцуя, она напевала. Сорвав пару груш, я слез с дерева);именами существительными, в том числе с союзами как, будто, словно, точно и другими — сравнительными оборотами (Лебедь, словно парус, распустил крыло. Сосна, как маяк, возвышается на берегу); устойчивыми словосочетаниями (Мы познакомились пару недель назад).
Слайд 8Практическая работа
Определить, каким членом предложения является инфинитив.
1. К XV-XVI вв. сложилось обыкновение
выделять с помощью ковра то место возле алтаря в храме, где должен находиться священник.
2. Много веков французская традиция украшать гостиные, будуары и парадные залы зеркалами вызывала восхищение и желание подражать у европейских монархов.
3. Князь фон Фюрстенберг посадил Бётгена в тюрьму и приказал найти способ сделать золото с помощью "философского камня" и изготовить фарфор того же качества, что в Китае.
4. Мадам де Сталь писала, что по манере обращаться с веером не стоило труда отличить княгиню от графини, а маркизу от мещанки.
5. Ловкие движения японским боевым веером позволяли отклонять удары врага. Командиры велели бойцам всегда иметь такой веер при себе и носить его подвешенным к запястью.
Слайд 9Практическая работа
6. Веер дамы брали на бал общаться с кавалерами: "произносить" имена,
слова, задавать простые вопросы и отвечать на них. Кроме такой беззвучной азбуки дамы придумывали другие методы обольщать мужчин при помощи веера.
7. Сет решил погубить брата и, тайком измерив рост Осириса, приказал изготовить по мерке роскошный сундук.
8. Европейские путешественники ехали в Китай и Японию узнать секреты изготовления фарфора и бумаги или хотя бы привезти образцы для изучения технологии.
9. Людовик XIV однажды пришел навестить раненного в бою маршала и захотел подчеркнуть свою с ним солидарность. Король приказал сдвинуть несколько кресел и принял на них лежачее положение.
10. С появлением дужек к очкам стало удобнее цеплять шнурки, либо, по желанию, можно было прикреплять дужки к прическе с помощью шпилек – привычка так носить очки была у Екатерины Великой.
Слайд 10Практическая работа
Разобрать предложение по членам предложения.
1. Галереи первоначально служили дополнением к комнате
хозяина, во дворцах и виллах Европы периода барокко галерея превратилась в одну из главных комнат.
2. Производство фарфоровых изделий в паутине мелких сеточек, покрывавших глазурь, стало фирменным знаком селадонов. Произведения китайских мастеров эпохи Тан и Цзинь сегодня сравнимы с ценой на вазы и суповые чашки с мисками заводов Майсена.
3. Все предметы обстановки и украшения размещались на уровне глаз даже в домах с высокими потолками, вместо внушительных полотен в золоченых рамах вешали в несколько рядов небольшие гравюры.
4. Первооткрывателями кипячения как средства очищения воды, видимо, стали китайцы, которые вообще не употребляли никаких холодных напитков.
5. К середине XVIII века модными считались часы в квадратном корпусе с крышкой из вороненой стали. Циферблат с яркой эмалью был предметом гордости немецких мастеров и считался изделием для богатых покупателей.
Слайд 11Практическая работа
6. Карнавальные костюмы с разнообразными масками продавались сначала только в Венеции,
но в XVIII веке ношение маски стало модой во всей Европе. Приезд на бал дамы в маске был такой же нормой, как появление в свете в перчатках и шляпе.
7. В местах с холодным климатом устраивались землянки с утепленным полом и стенами, сооружали хижины с навесами для защиты от ливней со снегопадами.
8. "Ваза с коленопреклоненным купидоном сделана мастерами Императорского фарфорового завода в начале XIX века, это фарфор с просвечивающей эмалью и золочением, работа в высшей степени тонкая и искусная", - рассказывала экскурсовод Эрмитажа.
9. В Англии в XVIII веке начали изготовлять книжные шкафы с застекленными дверцами, за которыми натягивалась зеленая или черная шелковая тафта. Кабинет с бюстами античных философов и Вольтера и с таким шкафом у стены был в моде и в России.
10. История ложки насчитывает больше веков, чем история вилки, но пользование вилкой всегда означает приход в регион более развитой культуры.
Слайд 12Односоставные предложения
Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Традиционная школьная
практика квалифицирует односоставные предложения с одним главным членом — сказуемым и одним главным членом — подлежащим.
Односоставное предложение с главным членом сказуемым:
определённо-личное;
неопределённо-личное;
безличное;
обобщённо-личное.
Односоставное предложение с главным членом подлежащим:
назывное.
Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие только одного из главных членов является достаточным для понимания смысла этого предложения.
Слайд 13Определенно-личные предложения
В определенно-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1-го и 2-го
лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и будущем времени) и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1-го и 2-го лица: я, мы, ты, вы. Например: Люблю гулять под дождём. Пойдемте в кино. Идём.
Слайд 14Неопределенно-личные предложения
В неопределенно-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3-го лица множественного
числа (настоящего и будущего времени в изъявительном и повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.
Например: За рекой поют/пели. Пусть говорят. За стеной играли на рояле.
Слайд 15Обобщенно-личные предложения
В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и
каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно-личном или неопределенно-личном предложении. Например: Любишь кататься — люби и саночки возить. Цыплят по осени считают. Такие предложения представлены в пословицах и поговорках.
К обобщенно-личным относятся и предложения типа: Смотришь иногда телевизор и удивляешься, как можно говорить такие глупости. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1-го лица употребляет форму 2-го лица.
Слайд 16Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного
числа или среднего рода единственного числа — это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения выражается:
1) безличным глаголом. Например: Вечереет. Вечерело. Будет вечереть;
2) личным глаголом в безличной форме. Например: Темнеет;
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях. Например: Друзей у него не было. У меня нет времени;
4) глаголом в безличной форме + наречие + инфинитив. Например: Жаль было расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу;
5) глаголом-связкой в безличной форме + наречие. Например: Было жаль товарища. На улице становилось морозно;
6) глаголом-связкой в безличной форме + краткое страдательное причастие. Например: В комнате было накурено.
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения. Например: Ему завтра работать. Всем встать!
Инфинитивные предложения часто выступают как придаточные. Например: Я лучше потороплюсь, чтобы не опоздать. Я пришел, чтобы попрощаться с вами.
Слайд 17Назывные предложения
Назывное предложение — это односоставное предложение с главным членом — подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о наличии и существовании предмета. Главный член назывного предложения выражается формой именительного падежа существительного. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот или восклицательные слова ну и, какой, вот так. Например: Какой ветер! Ну и ливень! Вот так гром!
Назывные предложения могут быть распространенными. Например: Золотая осень. Тихий вечер.
Слайд 18Практическая работа
Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.
Снова
степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)
Слайд 19Практическая работа
Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них,
выделите сказуемое.
Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)
Слайд 20Практическая работа
Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами
оно выражено.
1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)
Слайд 21Практическая работа
Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Расставьте
пропущенные запятые.
1) Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)
Слайд 22Практическая работа
Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Объясните, какими формами глагола выражено
в каждом предложении сказуемое.
1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство".(Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)
Слайд 23Практическая работа
Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно
выражено.
1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.
(М. Ю. Лермонтов.)
Слайд 24Практическая работа
Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.
1) Еду
ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)
Слайд 25Неполные предложения
Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый
для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт!», остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: – Ваша рота завтра назначена в лес? – спросил князь Полторацкого. – Моя. (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).
Слайд 26NB!
Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления. В односоставных предложениях отсутствует
один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же – ничему).
Слайд 27Эллиптические предложения
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых
недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес.
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
Слайд 28Тире в неполном предложении
Трудности, связанные с постановкой тире в неполных предложениях,
обусловлены не только тем, что нужно обнаружить пропущенный член предложения, но и выяснить, нужна ли в устной речи пауза на месте тире. Разночтения, связанные с оттенком выражения мысли, допускают варианты в постановке знаков препинания.
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном – туман (Блок);
в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня (Федин);
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:
Ночи стали чернее, дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).
Слайд 29Практическая работа
Найдите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.
1)
Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)
— Сколько грамматических основ в последнем предложении?
— Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?
Слайд 30Практическая работа
Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.
1. Ермолай
стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).
Слайд 31Домашнее задание
Выполните в СДО лекцию 5.4.