Слайд 1ТЕМА:
"Разговор о речевом этикете"
Слайд 2Цель работы:
изучение этикетных формул и знакомство с ними учеников нашей
школы
Слайд 3ЗАДАЧИ:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
расширить и уточнить представление о
речевом этикете;
провести наблюдение о применении речевого этикета одноклассниками, учениками школы №4 города Лянтора;
принять участие в мероприятиях, связанных с распространением научных знаний о речевом этикете, культивированием лучших традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Слайд 4Методы исследования :
Теоретический метод: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Методы эмпирического
исследования: наблюдение, собеседование, анкетирование.
Слайд 5Актуальность темы :
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не
лучшие времена.
Сентенция «как живём так и выражаемся» - только половина правды; вторая её половина «как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Слайд 6Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять.
Мы
окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.
Слайд 7Что такое этикет?
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом обращении между людьми.
Слайд 8Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности.
Так в «Поучениях»
Владимира Мономаха:
«Не пропустите человека,
не поприветствовав его,
и доброе слово ему молвите».
Слайд 10Национальная специфика речевого этикета
«Ничто не обходится нам так дёшево и не
ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес
Вежливость – неотъемлемое качество общения.
В Японии люди в разговорах избегают слов «нет», «не знаю».
Французы любят конкретность, точность, ясность.
В Америке ценят корректность, точность,
обязательность.
Слайд 11Особенностью русского языка является наличие в нём местоимений ты и вы
Слайд 12Формулы этикета
Формулы благодарности
Формулы приветствия
Формулы извинения за беспокойство и за поступок
Формулы вежливого
отказа
Слайд 13ПРИВЕТСТВИЕ
Здравствуйте!
Добрый день!
Привет!
ПРОЩАНИЕ
До свидания!
Счастливого пути!
Пока!
ИЗВИНЕНИЕ
Извините!
Простите!
Я виноват!
ПРОСЬБА
Будьте добры!
Пожалуйста!
БЛАГОДАРНОСТЬ
Спасибо!
Благодарю!
Слайд 15От старинного пожелания «Спаси Бог» родилось самое распространённое в русском языке
этикетное слово
Слайд 16Выполнить задание и
найти букву
бумага
гиря
ряд
Условия для поиска буквы:
находится в корне
слова;
согласная;
обозначает звук:
парный
звонкий
мягкий
Буква Г.
Найти закономерность, продолжить ряд:
ооог оогг оггг гггг ооог …
слайд 6
Слайд 17Словарная работа
Ж…лание, инт…рес, пр…красно, б…седа, ж…лать, пр…красный.
е
Слайд 22Обращения
СУДАРЬ
СУДАРЫНЯ
ГОСПОДИН
ГОСПОЖА
КОЛЛЕГИ
ДРУЗЬЯ
МУЖЧИНА
ЖЕНЩИНА
ТОВАРИЩ
УВАЖАЕМЫЙ
УВАЖАЕМАЯ
Слайд 23Обращение в русском речевом этикете
Главная функция – привлечь внимание собеседника.
В качестве
обращений используются:
1. Собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша).
2. Названия людей по степени их родства (отец, дядя, дедушка).
3. По положению в обществе, по профессии, должности (президент, генерал, министр, директор, бухгалтер).
4. По возрасту и полу (старик, мальчик, девочка).
Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Любочка, Маринуся, Любка, болван, умница, красавица.
Слайд 26Заключение
Большая часть населения
старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером. У каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе. Была еще и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним. И как нам не хватает всего этого сейчас.
Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной.
Всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат в жизни огромную службу,
так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.