Слайд 1Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту
(Задание С1 ЕГЭ
по русскому языку)
Слайд 2Как правильно понять исходный текст.
О чем текст? (Ты увидишь тему).
Какие вопросы
рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
Слайд 3Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме
(идее, проблеме).
Диалога с воображаемым собеседником.
Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Слайд 4ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
В тексте, предложенном для анализа, в
центре внимания…
Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме…
В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)
В тексте затрагивается проблема (чего?)
В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных вопросов...
Особое внимание автор уделяет проблеме (чего?)
Слайд 5ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
В ВИДЕ ВОПРОСА
Что такое образование?
Зачем нужна литература в школе?
Почему важен
вопрос экологии?
Что такое талант?
Важно ли помнить прошлое?
Слайд 7Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:
взаимоотношения человека и природы;
проблема снижения культурного
уровня общества;
проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;
проблема «отцов» и «детей»;
роль детства в становлении личности человека;
проблема духовности;
проблема милосердия;
проблема назначения искусства;
проблема истинной интеллигентности;
проблема совести;
роль чтения в детстве и др.
Слайд 9Опорные фразы для формулировки проблемы текста:
сформулирована проблема;
затронута проблема;
поднята проблема;
освещена проблема;
обсуждается проблема;
проблема,
рассматриваемая автором и др.
Проблема может быть философской, нравственной, злободневной, актуальной, острой, важной, серьезной, наболевшей, неразрешимой и др.
Слайд 10Способы формулирования проблем текста (клише):
В тексте, предложенном для анализа, в центре
внимания (кого?) актуальная проблема (чего?)
В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)
Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем? В тексте затрагивается также проблема: чего?
Слайд 11Комментарий.
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Большой
толковый словарь русского
языка под ред. Д.Н.Ушакова.
Комментарий – 1. пояснение; 2. примечание; 3. толкование.
Александрова З.Е. словарь синонимов
русского языка: практический справочник.
Слайд 122. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
Комментарий – не пересказ!!!
Это рассуждение по поводу
основной проблемы текста.
Задача – прокомментировать только сформулированные
проблемы только данного текста!!!
Мы
Что делает автор исходного текста? (рассуждает, описывает, повествует).
На какие аспекты этой проблемы он особо обращает внимание?
Что особенно его волнует?
Не искажать авторскую мысль!!!
Комментарий опирается на исходный текст.
Слайд 13ПЕРЕХОДНЫЙ МОМЕНТ ОТ ПРОБЛЕМЫ К КОММЕНТАРИЮ.
В литературе нет единого мнения по
высказанной проблеме…
Проблема (какая? чего?) по – разному решается исследователями, но…
Это одна из самых актуальных проблем…
Рассмотрим эту проблему подробнее.
Слайд 14Комментарий – «переходный мостик».
Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере жизни
одного из своих героев.
Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
Рассматривая проблему, автор обращает внимание читателя на…
Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
Это одна из самых острых (злободневных, важных…) проблем нашего времени.
Слайд 153. ФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА.
Не приписывайте автору мысли, которых нет в
тексте!!!
Не путать автора текста и героя рассказа!!!
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Чему учит текст?
Автор может относиться к изображаемому:
Положительно
Отрицательно
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически…
Слайд 16Типовые конструкции:
Автор считает, полагает, утверждает…
Автор подводит читателя к выводу о том,
что…
Автор отрицает то, что
Автор иронизирует (над кем?)
Автор осуждает (что? Кого?)
Автор (не)соглашается (с чем? С кем?)
Автор разделяет мнение кого?
Автор опровергает что?
Автор критикует кого?
Автор отстаивает что?
Автор доказывает что?
Автор с возмущением пишет о том…
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна.
Ссылаясь на (кого?), автор утверждает…
Слайд 17 ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИЯ.
Аргументация – приведение доказательств для обоснования
мысли.
Это центр сочинения!!!
Схема:
Тезис (что мы доказываем?)
Аргументация (какие примеры можем привести?)
Вывод (общий итог)
Формулируйте позицию чётко и прямо!!!
Слайд 18ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.
Нельзя не согласиться
с точкой зрения автора.
Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны.
Я (не)разделяю позицию автора.
Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),…
Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…
Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить…
Трудно не согласить с автором
Слайд 19 Какие аргументы представляете?
1) реальные факты из жизни окружающих;
2)свои собственные наблюдения
и выводы (события своей жизни);
3)что могло бы быть при определенных условиях;
4)пословицы и поговорки, афоризмы(с пояснением);
5) примеры из художественной литературы;
6) примеры из художественных фильмов, теле- и радиопередач, печати;
7) ссылки на авторитетное мнение…
Слайд 20ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТАЦИИ.
Приведем пример
Сошлемся на пример
Возьмем в качестве примера
Сопоставим
С одной
стороны
Никто из нас не будет возражать
Ярчайшими примерами тому могут служить…
В этой части вы не выводите ничего нового, а только подтверждаете сказанное!!!
Слайд 21Типовые конструкции:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться…
Нельзя не согласиться
с мнением автора. Хочется подчеркнуть…
Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…
Я разделяю позицию автора. Потому что, во-первых,…
Я согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых,…
Я полагаю, что…
Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, без сомнения),…
Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…
Слайд 22Типовые конструкции:
Размышляя над позицией автора, хочется отметить…
Разделяя точку зрения автора, хочется
добавить…
Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора)…
Приведем пример…
С одной стороны, с другой стороны, наконец…
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
Ярчайшими примерами могут служить не только…, но и …
Слайд 23Заключение.
Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим
изложением.
Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание на самое главное.
Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
Слайд 24Типовые конструкции:
В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить
внимание на…)
В заключении сочинения хочется добавить…
В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть…)
Особо следует выделить (отметить, сказать, подчеркнуть…)
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак (следовательно, таким образом, потому, поэтому…)
Слайд 25 Сочинение должно быть классически трехчастным:
вступление;
основная часть (ее желательно
разделить на абзацы - микротемы!);
заключение.