Презентация, доклад по русскому языку Изобразительно-выразительные средства фонетики

Содержание

Словарная работаПаронимы - это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения: адресант - адресат; невежа - невежда; одеть - надеть и т.д.?Дайте толкование паронимов, составьте

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка

Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка

Слайд 2Словарная работа
Паронимы - это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той

же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения: адресант - адресат; невежа - невежда; одеть - надеть и т.д.

?

Дайте толкование паронимов, составьте с ними предложения:
памятный – памятливый
враждебный – вражеский
гордость – гордыня
искусный – искусственный

Словарная работаПаронимы - это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию,

Слайд 4Какие лексические ИВС вы знаете?
Каким общим термином они называются?
Определите средство выразительности

в данных отрывках.

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз…

Была без радости любовь —
Разлука будет без печали…

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Какие лексические ИВС вы знаете?Каким общим термином они называются?Определите средство выразительности в данных отрывках.И вы не смоете

Слайд 5Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до

луны

Серебристую пену волны.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

Как поэт передал плеск воды в реке? (вслушайтесь в «музыку» стихов)
Сколько «всплесков» вы слышите?

Какие звуки повторяются в этом отрывке? Почему?

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны.Русалка плыла по реке

Слайд 6К изобразительным средствам фонетики относятся различные приёмы звукописи: аллитерация, ассонанс, звукоподражание,

звуковые повторы, рифма (точная, неточная и т.п.).
- Обратимся к словарю литературоведческих терминов!
К изобразительным средствам фонетики относятся различные приёмы звукописи: аллитерация, ассонанс, звукоподражание, звуковые повторы, рифма (точная, неточная и

Слайд 7Сравните с определениями из Интернет-Словаря литератора
Звукопись — использование звукового состава слова,

его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Применение звукописи проявляется в самых разнообразных формах: в виде аллитерации, звукоподражания, инструментовки стиха и т. д.

Аллитерация (от лат. ad — к, при lit(t)era — буква) — повторение в стихах или — реже — в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь...

(А. С. Пушкин, Медный всадник.)

Аллитерация, когда она не служит определённой выразительной цели, приводит к пустой, бессмысленной игре звуками, например у поэта-символиста:

Чуждый чарам чёрный чёлн...

Ассонанс (от лат. assonare — созвучать) — повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков (например: «Пора! Пора! Рога трубят»), а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, главным образом гласные, звуки. В русской поэзии ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже только гласных в этих слогах: красивая — неугасимая, девочки — вербочки, ворон — воин, молельня — маневры и т. д.

Багровое
Взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома.

(Л. Мартынов, Голуби.)

В современной советской поэзии ассонанс получил очень широкое распространение.

Звуковые повторы — так называют в художественной речи повторения сходных звуковых сочетаний в словах, которые писатель использует в стихе или — реже — в прозе для придания ей большей выразительности. Таким повторением созвучия (см. Внутренняя рифма, Рифма, Ассонанс, Аллитерация) поэт как бы выделяет слова, имеющие особое значение в стихе, подчёркивает их смысл, нарастание интонаций.

Звуковые повторы используются в звукописи, в звукоподражании.

Бесцельное, неоправданное художественным замыслом нагромождение звуковых повторов в стихе приводит к пустой игре звуками в поэзии, к формализму.


Звукоподражание — один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений. Звукоподражание применяется в передаче пения птиц, топота копыт, шума леса и т. п.

Например, в басне И. А. Крылова «Мор зверей», чуть затягивая голосом набранные курсивом слоги в стихах, мы услышим мычание вола:

— «И мы
Грешны. Тому лет пять, когда зимой кормы
Нам были худы...»

Однако задача писателя — не добиваться внешнего жизненного правдоподобия, не воспроизводить при помощи звуков речи те или иные жизненные явления, а создать словами образ, раскрывающий правду жизни, нарисовать жизненную картину и в ней выразить свою мысль, своё отношение к жизни. Не следует поэтому преувеличивать значение звукоподражания как средства художественной выразительности в поэтической речи.

http://lit100.ru

Сравните с определениями из Интернет-Словаря литератораЗвукопись — использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической

Слайд 8Практическая работа.
Познакомьтесь с примерами применения аллитерации и ассонанса. Определите их.
Какова цель

использования этих приёмов в каждом случае?
Как вы считаете, во всех ли стихотворных отрывках звукопись уместна и оправданна?
Какие примеры показались вам самыми удачными?
Какие ещё средства выразительности вам встретились?
Практическая работа.Познакомьтесь с примерами применения аллитерации и ассонанса. Определите их.Какова цель использования этих приёмов в каждом случае?Как

Слайд 9И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье

пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу.
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!

«Медный всадник»

«Прозаик и поэт»

И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Взложу на

Слайд 10Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
«Хорошее отношение

к лошадям»
Били копыта,Пели будто:- Гриб.Грабь.Гроб.Груб. -Ветром опита, льдом обута улица скользила.«Хорошее отношение к лошадям»

Слайд 11Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,


В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

«Камыши»

«***»

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы,

Слайд 12Кремнистый холм дал страшну щель,
Гора с богатствами упала;
Грохочет эхо по горам,
Как

гром гремящий по громам.

«Водопад»

Кремнистый холм дал страшну щель,Гора с богатствами упала;Грохочет эхо по горам,Как гром гремящий по громам.«Водопад»

Слайд 13Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
«Зимняя

ночь»
Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.«Зимняя ночь»

Слайд 14Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку

небосклона.

«С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.«С добрым утром!»

Слайд 15Сделаем выводы по уроку.
Какие фонетические ИВС вы знаете?
Какую роль он играют?
Что

важнее – звуковая сторона стихов или смысловая?
Сделаем выводы по уроку.Какие фонетические ИВС вы знаете?Какую роль он играют?Что важнее – звуковая сторона стихов или

Слайд 16Домашнее задание:
Прочитайте отрывки из статьи Н. Заболоцкого «Мысль – образ –

музыка».
Напишите сочинение.
Домашнее задание:Прочитайте отрывки из статьи Н. Заболоцкого «Мысль – образ – музыка».Напишите сочинение.

Слайд 17 Сердце поэзии – в ее содержательности. Содержательность

стихов зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического мироощущения и мировоззрения…
Но смысл слова – еще не все слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное звучание возникает также лишь в сочетаниях слов. Сочетания трудно произносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, – мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли…

- Напишите сочинение по тексту (сформулируйте главную мысль текста, прокомментируйте позицию автора, выскажите своё мнение и приведите аргументы).

Сердце поэзии – в ее содержательности. Содержательность стихов зависит от того, что автор

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть