Презентация, доклад по русскому языку Имя существительное. (5 класс)

Содержание

Какая часть речи называется именем существительным?2. В какой категории имена существительные не изменяются?3. Какую роль выполняют имена существительные в предложении? Рассмотрите слайд №2, ответьте на вопросы и напишите ответ.

Слайд 1Тема учебного проекта

Имя существительное.

Творческое название:

Имя существительное - часть страны Речь.

Автор: Зарипова Н.М.
учитель русского языка и литературы
МОУ- Нижнемактаминской средней
общеобразовательной школы №1

Тема учебного проекта   Имя существительное.          Творческое

Слайд 3Какая часть речи называется именем существительным?
2. В какой категории имена существительные

не изменяются?
3. Какую роль выполняют имена существительные в предложении?

Рассмотрите слайд №2, ответьте на вопросы и напишите ответ.

Какая часть речи называется именем существительным?2. В какой категории имена существительные не изменяются?3. Какую роль выполняют имена

Слайд 4Имя существительное
Проверьте свои ответы.

1.Имя существительное – это самостоятельная часть речи,

которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2.Имена существительные изменяются по падежам.
3.Имена существительные классифицируются на мужской род, средний род и женский род.
4.В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.
Имя существительное Проверьте свои ответы.1.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на

Слайд 5Данный проект направлен на определение существительных по совокупности 4-х признаков, аргументированно

доказывать принадлежность слова к именам существительным.
Проект рассчитан для учащихся 5-го класса
( в рамках учебной программы). В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками работы над решением поставленной проблемы.

Данный проект направлен на определение существительных по совокупности 4-х признаков, аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным.

Слайд 6Основополагающий вопрос:

Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный

мой секрет;
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.

Вопрос учебной темы:

Как правильно определять морфологические признаки существительных?

Учебный предмет: русский язык.
Участники: учащиеся 5 класса

Основополагающий вопрос:Я в языке одни предметы называю,Запомните, друзья, - вот главный мой секрет;Когда процесс и признак я

Слайд 7Вопросы учебной темы:

1. Значение имен существительных.
2.Собственные и нарицательные имена существительные.
3. Одушевленные

и неодушевленные имена существительные.
4. Род имён существительных.
5. Склонение имён существительных.
6. Число имён существительных.
7. Морфологический разбор имён существительных.

Вопросы учебной темы:1. Значение имен существительных.2.Собственные и нарицательные имена существительные.3. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.4. Род имён

Слайд 8Дидактические цели:

- Развитие информационной культуры.
- Формирование исследовательских навыков учащихся.
- Формирование умения

планировать и реализовывать проектную деятельность.
Методические задачи:
Научить
- определять род имён существительных;
- правильно писать падежные окончания имён существительных;
- выполнять морфологический разбор имён существительных;
определять нарицательные и собственные, одушевленные и не- одушевленные имена существительные;
- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными

Дидактические цели:- Развитие информационной культуры.- Формирование исследовательских навыков учащихся.- Формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность.

Слайд 9 Темы для самостоятельных исследований учащихся:

1. Какого рода род существительного?
2. Числа

важны не только в математике.
3. Что рассказали Падежи о себе?

Темы для самостоятельных исследований учащихся:1. Какого рода род существительного?2. Числа важны не только в математике.3. Что

Слайд 10Этапы и сроки проведения проекта:


- Введение учащихся в проблему и формулирование

тем исследований учащихся – 1 урок, 10 мин.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах – 1 урок, 15 мин.
- Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 2 урок.
- Подготовка учащимися презентаций, буклета по отчету о проделанной работе – 3 урок.
- Защита полученных результатов и выводов – 4 урок.

Этапы и сроки проведения проекта:- Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся – 1 урок,

Слайд 11Учебно-методический пакет:

Комплект методических материалов:
Дидактический материал

Работы

учащихся:

Презентация 1.
Презентация 2.
Презентация 3.
Буклет.

Учебно-методический пакет:Комплект методических материалов:Дидактический материал      Работы учащихся:Презентация 1.Презентация 2.Презентация 3.Буклет.

Слайд 12Выводы:



Данный проект помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся научились работать с различными

информационными источниками, а также ставить проблему, планировать ее решение, распределять задачи в группе, направленные на достижение общей цели, проводить сравнительный анализ языковых явлений, классифицировать их, составлять языковой прогноз,
оформлять результаты своих исследований в виде презентаций.
Учащиеся овладели навыками работы с Интернетом, программами Power Point, Publisher.

Выводы:Данный проект помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся научились работать с различными информационными источниками, а также ставить проблему,

Слайд 13Список информационных источников:

1.Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]:

Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
2.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования [ Текст]. - Ростов - на - Дону, 2000. - 352 с.
3. Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита - Пресс». - М.,
1999.- 125 с.
4.. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36
5. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

7. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение». 1990.
8.Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.И. Шуляк. На берегах Лингвинии. Москва. «Просвещение», 1996.
9. В. Волина « Весёлая грамматика», Москва изд. «Знание», 1995.

Список информационных источников:1.Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев.

Слайд 14Исследовательские
работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Слайд 15
Какого рода

Какого рода

Слайд 16Работа ученика 5Б класса
МБОУ – Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы №1

Альметьевского района
Нуруллина Раиля
Работа ученика 5Б класса МБОУ – Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы №1 Альметьевского районаНуруллина Раиля

Слайд 17ПЛАН
1. Как у существительных род появился.
2.Имя существительное по родам не изменяется.
3.

Как можно определить род имён существительных.
4. Существительные общего рода
5. Грамматический род в животном мире.
6 Грамматический род в растительном мире.
7.Род неизменяемых существительных
ПЛАН1. Как у существительных род появился.2.Имя существительное по родам не изменяется.3. Как можно определить род имён существительных.4.

Слайд 18Как у существительных род появился.
(Лингвистическая сказка)
Из этой истории

вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похо­жими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были.
Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попа­ли земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопре­деленными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а нам, предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.

Как у существительных род появился.(Лингвистическая сказка)   Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род

Слайд 19Имена существительные не изменяются по родам

Имя

существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его не ни употребляли. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от другого рода к другому: занавес когда-то был занавесью, зал –залой, санаторий – санаторией, метод – методой и т.д.
А вот представьте – ка, что бы получилось, если бы род существительного изменялся так, как его падеж или число, т. е. если существительное получило бы разные формы рода.
Имена существительные не изменяются по родам    Имя существительное имеет род, но по родам не

Слайд 20Стол
Столиха
Столихо

Вот что, братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг попытается
Изменить то, что

не изменяется.
(В. Агафонов)
СтолСтолихаСтолихоВот что, братцы, у нас получается,Если кто-то вдруг попытаетсяИзменить то, что не изменяется.

Слайд 21Как можно определить род имён существительных.
1. Род существительных можно определить,

подставив слова мой, моя, моё.

Например, к словам мужского рода: мой день, мой стол, клуб; к словам женского рода: моя тень, моя ваза; к словам среднего рода: моё дело, моё озеро.

2. Род существительных в русском языке в большинстве случаев определяется по окончанию: если существительное оканчивается на твёрдый согласный ( школьник, учебник, ученик), то перед нами слова мужского рода; если существительные оканчиваются на – а (-я) ( школа, ученица, земля), то они женского рода; если на –о (-е) (дерево, перо, поле), то эти слова среднего рода.

3. Слова, заимствованные из других языков и имевшие в них другой род, в русском языке получают род в соответствии с тем, какое окончание они получили в русском языке.

4. Можно определить род по суффиксу. Слова с суффиксами – тель, арь – слова мужского рода, а с суффиксами – -ость, -знь или без суффикса – слова женского рода ( учитель, болезнь, юность)

Как можно определить род имён существительных. 1. Род существительных можно определить, подставив слова мой, моя, моё. Например,

Слайд 22- Мама, баран — он?
— Он.
— Овца — она?

Она.—
- А почему папа — он? Надо бы пап, а не папа.
Четырехлетняя Катюша говорит: «Пшеница — мама, а пшено — деточка. Синица — тетенька, а дяденька — синиц». Женщина — русалка. Мужчина — русал.
«Что ты ползешь, как черепаха?» — говорит трехлетнему мальчику мама. «Я не черепаха, а черепах».
Сережа (4 года) рассказывает сказку: — Жили-были старух со старухой. . «Мама, у меня на пальце царап». — «Не царап, а царапина». — «Это у Муси — царапина, а я мальчик! У меня царап».
(К. Чуковский.)

«Детские слова» ( формы слов)

- Мама, баран — он? — Он. — Овца — она?— Она.— -  А почему папа

Слайд 23И род бывает общим.

И пока существительные общего рода употребляются без

других слов, невозможно узнать, кого они обозначают: мальчика или девочку, мужчину или женщину.
Вот эти слова: растяпа, неряха, зануда, грязнуля, чистюля, плакса, рёва, задира, забияка. У вас испортилось настроение? Есть от чего: такие слова расстроят кого угодно. Но словом общего рода можно и похвалить:
Какой ты умница! Какая ты умница!


И род бывает общим. И пока существительные общего рода употребляются без других слов, невозможно узнать, кого они

Слайд 241. Ай да Мурочка,

2. Бедный Федотка – сиротка,
Ай да умница. Плачет несчастный Федотка.


3. Ты один не умывался,
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.

Какой род у выделенных существительных?

1. Ай да Мурочка,           2.  Бедный

Слайд 25Грамматический род в животном мире.
Среди названий домашних животных, а также крупных

зверей, птиц, родовые различия могут быть выражены двояко:
Разными словами: С помощью суффиксов:
бык-корова гусь – гусыня
петух – курица индюк – индюшка
баран – овца слон – слониха
селезень – утка медведь – медведица
боров – свинья волк – волчица

- Какой же можно сделать вывод о распределении слов – названий животных по родам?
- Род этих слов определяется по окончанию.
- А средний род участвует в наименовании животных?
- Есть два слова ( животное и насекомое), которые имеют форму среднего рода.

Грамматический род в животном мире.Среди названий домашних животных, а также крупных зверей, птиц, родовые различия могут быть

Слайд 26Грамматический род в растительном мире.

В растительном мире та же картина, что

и в животном мире. Обобщенные слова дерево, растение относятся к среднему роду по своим окончаниям. А названия конкретных деревьев и кустарников распределяются между мужским и женским родом в зависимости от окончания. Слова на -а (-я) относятся к женскому роду
( береза, груша. ольха, слива, липа), на нулевой согласный – к мужскому ( дуб, вяз. клён, шиповник).
Грамматический род в растительном мире.В растительном мире та же картина, что и в животном мире. Обобщенные слова

Слайд 27Чтобы определить род неизменяемых имен существительных, нужно знать несколько правил:
1.

К мужскому роду обычно относятся существительные одушевленные, обозначающие лиц мужского пола или животных ( маэстро, какаду).
2. К женскому роду принадлежат одушевленные существительные, обозначающие лиц женского пола ( травести – «актриса, исполняющая роли мальчиков», мисс).
3. К среднему роду, как правило, относятся неодушевленные существительные ( бюро, жюри).

Род неизменяемых существительных

Чтобы определить род неизменяемых имен существительных,  нужно знать несколько правил:1. К мужскому роду обычно относятся существительные

Слайд 28Использованная литература




В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке.

Ленинград «Просвещение». 1990.
Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.И. Шуляк. На берегах Лингвинии. Москва. «Просвещение», 1996.
В. Волина « Весёлая грамматика», Москва изд. «Знание», 1995.
Использованная литератураВ.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение». 1990.Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко,

Слайд 29
Падежи имён существительных

Падежи имён существительных

Слайд 30Работа ученицы 5Б класса
МБОУ – Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы №1

Альметьевского района
Миннекаевой Айгуль
Работа ученицы 5Б класса МБОУ – Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы №1 Альметьевского района Миннекаевой Айгуль

Слайд 31При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные

изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падежей в русском языке шесть.







Именительный — кто? что?
Родительный — кого? чего?
Дательный — кому? чему?
Винительный — кого? что?
Творительный — кем? чем?
Предложный — о ком? о чем?
При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падежей

Слайд 32 Из истории падежей
Именительный. Можно

понять, почему он так называется. Ведь если вы спрашиваете: « Что это такое?», то вам непременно отвечают существительным. К которому можно отнести вопросы:
« Кто? Что это такое? При этом в ответе предмет называется – именуется.
Родительный падеж от латинского слова истолковывается как «падеж родства». Уже во времена римлян его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора…
« Родство» можно применить и шире: ветка пальмы – ветка.рождённая пальмой; заводы Форда – заводы, построенные Фордом.
Таково исходное, начальное значение этого падежа. Но затем он приобрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного.
Этот падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их.
Из    истории   падежей Именительный. Можно понять, почему он так называется. Ведь

Слайд 33Винительный и именительный падежи оба отвечают на вопрос что? Если существительное

неодушевленное , то вопрос в винительном падеже что?
А вот тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Если существительное одушевленное , то вопрос в винительном падеже кого?
Щедрым можно назвать дательный падеж только по происхождению: первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери, помогать (кому?) соседу; дань (чему?) памяти.
Винительный и именительный падежи оба отвечают на вопрос что? Если существительное неодушевленное , то вопрос в винительном

Слайд 34Творительный падеж назван этим самым именем, что главным его значением было

такое: значение орудия, которым что-нибудь делают: Старик ловил (чем?) неводом рыбу. Рыбка ( чем?) голосом молвит человечьим.
Нередко падеж этот встречается с предлогами:
Там царь Кащей
Над (чем?) златом чахнет.
Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного.
Родоначальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж.
Теперь предложный падеж служит для обозначения времени. Места. А также того, о ком (или о чем) мы ведем речь.
Творительный падеж назван этим самым именем, что главным его значением было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают:

Слайд 35 Весёлые рифмы
Падежи

Воскликнул Именительный:

-Того,-сказал Винительный,-
-Мой именинник тот, Я буду обвинять,
Который изумительно Кто книжку вразумительно
Науку познает! Не может прочитать.
-Того,- сказал Родительный, С тем,- заявил Творительный,-
Я отрицаю, к то Я только лишь в ладу,
Не может без родителей Кто очень уважительно
Надеть своё пальто. Относится к труду.
- Тому, ответил Дательный, - О том,- сказал Предложный,-
Плохое имя дам, Я предложу рассказ,
Кто не любил старательно Кто в жизни делать может
Уроки делать сам. Полезное для нас.
(А. Тетивкин)
Весёлые рифмы ПадежиВоскликнул Именительный:

Слайд 36У существительных одушевленных всех трѐх родов винительный падеж множественного числа совпадает

с формой родительного падежа
У существительных неодушевленных винительный падеж совпадает с именительным





1. Множественное число (одушев. сущ.)
Родительный — кого? чего? Друзей, однокурсников, коней
Винительный — кого? что? Друзей, однокурсников, коней
 

2. Множественное число (неодуш. сущ.)
Именительный — кого? чего? горы, дубы, столы
Винительный — кого? что? горы, дубы, столы

У существительных одушевленных всех трѐх родов винительный падеж множественного числа совпадает с формой родительного падежа У существительных

Слайд 37 Следует правильно употреблять в речи
а) именительный падеж множественного числа:

директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кителя, обшлага, тополя, округа, ордера, острова, отпуска, паспорта, адреса, сорта, якоря; агитаторы, бухгалтеры, выборы, инженеры, конструкторы, торты, фронты, шофѐры, редакторы, корректоры, лекторы, ораторы, офицеры, гербы;
б) родительный падеж множественного числа: апельсины— апельсинов, помидоры — помидоров, грамм — граммов, носки — носков, чулки — чулок, ботинки — ботинок, метры — метров, гектары — гектаров, башкиры — башкир, цыгане — цыган, оладьи — оладий, мандарины — мандаринов, судьи — судей, противень — противней; блюдца — блюдец, яблоки — яблок, кольца — колец, ружьѐ — ружей, полотенца — полотенец, запястья — запястий, места — мест, дела — дел, облака — облаков, стѐкла — стѐкол, ущелья — ущелий.

Следует правильно употреблять в речи а) именительный падеж множественного числа: директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кителя,

Слайд 38Какой падеж отсутствует?



Зимняя бахрома.
На сосне и на березе-
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.

Какой падеж отсутствует?

Слайд 39Определить падеж существительного кот ?
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась

без хвоста
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая- и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте,
Вспоминая о коте.
(А.Грачев)

Определить падеж существительного кот ?У норы добычи ждет,Притаившись, серый кот.Мышь осталась без хвостаВырываясь от кота.А теперь и

Слайд 40 Использованная литература
1.В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о

русском языке. Ленинград «Просвещение». 1990.
2. Падежи. http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200802306
3.Падежи русского языка. veselajashkola.ru›shkolnaya-zhizn/russkij…padezhi
4.Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.И. Шуляк. На берегах Лингвинии. Москва. «Просвещение», 1996.
5.В. Волина « Весёлая грамматика», Москва изд. «Знание», 1995.
Использованная литература 1.В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение». 1990. 2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть