Презентация, доклад по русскому языку Формы обращения и речевой этикет

Содержание

Урок русского языка в 5 классеТема : «Формы обращения и речевой этикет».

Слайд 1   МКОУ «Налимовская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка.
Подготовила: Егорова Оксана Александровна , учитель

русского языка и литературы,стаж 12 лет

  МКОУ «Налимовская средняя общеобразовательная школа»Урок русского языка.Подготовила: Егорова Оксана Александровна , учитель русского языка

Слайд 2Урок русского языка в 5 классе
Тема : «Формы обращения и речевой

этикет».
Урок русского языка в 5 классеТема : «Формы обращения и речевой этикет».

Слайд 3Цель урока:
Образовательные: Целевые установки на достижение результата:
Личностные УУД: уважение к

личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.
Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.
Развивающая: развивать речь учащихся и культуру общения.
Воспитательная: формирование культуры общения.

Цель урока: Образовательные: Целевые установки на достижение результата:Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение

Слайд 4Задачи:
обучающая:
- формировать лингвистическую компетенцию: умения

и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи - интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;
- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях.
развивающая:
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения.
воспитательная:
- формировать отношение к языку как к основному средству общения;
- формировать интерес к русскому языку;
- формировать умения применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
-воспитание культуры общения .
Задачи:обучающая:	      - формировать лингвистическую компетенцию: умения и навыки находить обращения в речи;

Слайд 5
Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается

главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.

Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во

Слайд 6Тема урока: ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Тема урока: ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Слайд 7Пусть предмет наш очень труден.
Нам преграды нипочём.
Вместе знания добудем,
Тему новую

поймём!
Пусть предмет наш очень труден.Нам преграды нипочём.Вместе знания добудем, Тему новую поймём!

Слайд 8Что такое обращение?
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее

того, к кому обращаются с речью.

Что такое обращение? Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Слайд 9Как к вам могут обратиться люди на улице ,в магазине,в семье?
Сынок,молодой

человек, братишка, Иван Александрович, Ванечка.
Девушка, доченька, сестрёнка, мама, Юлия Сергеевна, Юлечка.
Как к вам могут обратиться люди на улице ,в магазине,в семье?Сынок,молодой человек, братишка, Иван Александрович, Ванечка.Девушка, доченька,

Слайд 10Что важно при выборе обращений?
Кто –кому говорит -
в какой обстановке


Что важно при выборе обращений?Кто –кому говорит - в какой обстановке

Слайд 12ЗАДАНИЕ: прочитайте предложения, голосом выделяя обращения.
Здравствуйте, Анна Петровна! Это Надя ,а

могу я услышать Колю?
Добрый день, Людмила Васильевна,пригласите к телефону Светлану.Это её подруга Дарья.
Привет,Витёк! Уделишь мне минутку.
ЗАДАНИЕ: прочитайте предложения, голосом выделяя обращения.Здравствуйте, Анна Петровна! Это Надя ,а могу я услышать Колю?Добрый день, Людмила

Слайд 13Как вы думаете, ребята, в каких ситуациях уместны такие обращения?

Как вы думаете, ребята, в каких ситуациях уместны такие обращения?

Слайд 14Правила телефонного этикета
В начале разговора поздоровайтесь. Представьтесь.
Отвечайте вежливо. Не кричите

в трубку.
Телефонный разговор должен быть кратким. Если нужно обсудить какой-то важный вопрос, лучше сделать это при встрече.

Правила телефонного этикетаВ начале разговора поздоровайтесь. Представьтесь. Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку.Телефонный разговор должен быть кратким.

Слайд 15
Если разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, чтобы быть

уверенным: у вашего собеседника достаточно времени на беседу.
Не стоит звонить слишком рано или слишком поздно, как правило, до 8 утра или после 10 вечера.
Внимательно слушайте, не перебивайте собеседника в середине фразы, не проявляйте нетерпения в разговоре с ним.
Если ошиблись номером, извинитесь. Заканчивая разговор, попрощайтесь.
Если разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, чтобы быть уверенным: у вашего собеседника достаточно времени

Слайд 16Орфоэпическая минутка

Звонит, позвонит, перезвонит.

Произнесите эти слова, правильно ставя ударение.


Орфоэпическая минутка Звонит, позвонит, перезвонит. Произнесите эти слова, правильно ставя ударение.

Слайд 17Этимологическая минутка
«Телефон» - это слово иноязычное, заимствовано из греческого языка
(tele

- далеко, phone - звук).
В словаре С.Ожегова: «Телефон – система связи для передачи информации на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио».
Этимологическая минутка«Телефон» - это слово иноязычное, заимствовано из греческого языка (tele - далеко, phone - звук). В

Слайд 18Решение ситуативных заданий (Работа в парах)

Составить небольшой диалог, разыграть его,

соблюдая правила телефонного этикета.
«Вы звоните»
Ситуация 1. Позвоните заболевшему другу.
Ситуация 2. Вы позвонили заболевшему другу, но к телефону подходит его мама.
Ситуация 3. Вы позвонили заболевшему другу, но ошиблись номером.
Решение ситуативных заданий (Работа в парах) Составить небольшой диалог, разыграть его, соблюдая правила телефонного этикета.«Вы звоните»Ситуация 1.

Слайд 19Как выделяются обращения на письме?
Обращения на письме выделяются:
Запятыми
Доброе утро ,Геннадий

Павлович, вам звонит Марина
из издательства «Форточка».
Геннадий Павлович, я хотела бы договориться о встречи с
вами для взятия интервью.

восклицательным знаком
Геннадий Павлович! Спасибо за беседу.
Как выделяются обращения  на письме? Обращения на письме выделяются:ЗапятымиДоброе утро ,Геннадий Павлович, вам звонит Марина из

Слайд 20Правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением
Если обращение стоит

в начале предложения, то …
Если обращение находится в конце предложения, то …
Если в середине, то …

МОЛОДЦЫ!

Правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением Если обращение стоит в начале предложения, то …Если обращение

Слайд 21Схемы предложений с обращениями
О, … .
О! … .
…, О,

… .
…, О .
Схемы предложений с обращениямиО, …  .О! …  .…, О, …  .…, О .

Слайд 22Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться:
К людям, звёздам или птицам.
Только,

друг, не забывай
Запятые расставляй.
Всем нам при общенииПоможет обращение.Можно смело обратиться:К людям, звёздам или птицам.Только, друг, не забывайЗапятые расставляй.

Слайд 23ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три

хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКАРаз – подняться, потянуться.Два – согнуться, разогнуться.Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки

Слайд 24«Правила мобильного этикета»
1) Разговаривайте по мобильному телефону максимально тихим голосом.
2)

Не разговаривайте по мобильному телефону, одновременно ведя беседу с находящимся рядом человеком.
3) В случае пропущенного звонка приемлемо перезванивать, только если позвонивший вам известен.
4) Не пользуйтесь мобильным телефоном в кафе, ресторане, разговаривать во время еды недопустимо. Не кладите сотовый телефон на обеденный стол.
«Правила мобильного этикета» 1) Разговаривайте по мобильному телефону максимально тихим голосом.2) Не разговаривайте по мобильному телефону, одновременно

Слайд 25
5) Фотографируя кого-либо при помощи мобильной камеры, предварительно попросите на это

разрешения. Уважайте частную жизнь других людей.
6) По возможности не ведите разговоров по мобильному телефону в публичных местах, особенно – в ограниченном пространстве: в самолете, поезде, автобусе. Если это все же необходимо, говорите тихо, кратко и по делу.
7) В школе во время уроков телефон должен работать в режиме бесшумного звонка
8) Пользоваться в школе мобильной связью можно только во время перемены в случае необходимости связи с родителями.
5) Фотографируя кого-либо при помощи мобильной камеры, предварительно попросите на это разрешения. Уважайте частную жизнь других людей.6)

Слайд 26«Влияние мобильника» на здоровье человека»
Предельно должен быть сокращен доступ к

«мобилкам» детям до 12 лет. Оптимальный вариант – использование детьми телефонов лишь для приема и передачи SMS.
Не оставляйте переговорное устройство в ухе, когда в этом нет необходимости.
Предельно сократите время ношения мобильного телефона в карманах. Всегда кладите его в кармане клавиатурой в сторону тела, а антенной – вовне. На ночь телефон лучше отключать.
Избегайте пользоваться мобильным телефоном в тех местах, где нет устойчивого сигнала, и во время движения. Предпочитайте переговорам сообщения в формате SMS.
Выбирая новый аппарат, учитывайте DAS – коэффициент излучения, которое абсорбирует человеческий организм.

«Влияние мобильника» на здоровье человека» Предельно должен быть сокращен доступ к «мобилкам» детям до 12 лет. Оптимальный

Слайд 27Игра «Цепь вопросов»
Задание: Составьте предложения с обращениями к учителю и одноклассникам,

выразив своё отношение к уроку и своё настроение.
Игра «Цепь вопросов»Задание: Составьте предложения с обращениями к учителю и одноклассникам, выразив своё отношение к уроку и

Слайд 28Домашнее задание
Запомнить правила мобильного этикета. Составьте небольшой диалог

на тему «Если звонит телефон…», используя обращения.
Домашнее задание   Запомнить правила мобильного этикета. Составьте небольшой диалог на тему «Если звонит телефон…», используя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть