Слайд 2«Технология развития
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо –
это формирование положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы».
Слайд 3
Работа с текстом по этой технологии происходит
в три этапа: вызов – осмысление – рефлексия.
Слайд 4Технологические этапы:
1 фаза. Вызов (пробуждение интереса
к получению новой информации).
2 фаза. Осмысление содержания (получение новой информации).
3 фаза. Рефлексия (осмысление полученных знаний).
Слайд 5«Пирамида»
Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии
Слайд 6Построение урока:
1. Знакомство с текстом.
2. Письменные ответы учащихся .(построение «пирамиды»).
3 Дополнение
каждой строчки «пирамиды»(составление основы текста).
4. Написание полноценного текста.
Слайд 7Вопросы для построения «пирамиды»
1.О чём данный текст.
2. Особенности текста.
3. Место и
время действия.
4. Главные события рассказа.
5. Главные герои рассказа.
6 Ваши эмоции.
7. Дополнения к 1 пункту.
8. Собственное мнение о прочитанном.
Слайд 8
Задание: допишите, дополните новыми словами и мыслями каждую строчку «пирамиды». Для
наглядности лучше делать пастой другого цвета.
Правило: можно менять формы слов, части речи, число, род.
Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
Слайд 9Рассказ “Записка” из сборника “Затеси”В.П.Астафьева.
" На прокорм легка, хотя
и объесть может. Но не зловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Слайд 10Создаём пирамиду
1.Благодарность.
2. Лаконичность, актуальность.
3. Город, наши дни.
4. Сын бросил собственную мать.
5.
Изношенная работой женщина. Неблагодарный сын.
6. Нельзя понять и оправдать. Поступок достоин презрения.
Слайд 11Создаём пирамиду
7. Родной сынок «отблагодарил» мать за её старания.
8. Это произведение
не может оставить равнодушным. Рекомендую его прочитать.
Слайд 12Обработанное сочинение
« На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не
зловредна». На первый взгляд, это характеристика домашнего животного, но никак не человека. К сожалению, это не так. Такую записку оставил в знак «благодарности» сын в кармане жакетки своей матери, «забыв её на вокзале». Произведение было написано В.П.Астафьевым в 1980 году, но оно сохранило свою актуальность.
Слайд 13Обработанное сочинение
Лаконичность текста позволяет определить основную мысль произведения- омерзительный
поступок сына по отношению к матери. Действие происходит в городе, в наши дни. Сын бросил собственную мать на вокзале, не задумываясь о её судьбе. Конечно, хочется верить, что найдутся добрые люди и помогут несчастной женщине.
Слайд 14Обработанное сочинение
А поступок неблагодарного сына нельзя ни понять, ни оправдать.
Поступок достоин лишь презрения и осуждения. В этом я полностью разделяю точку зрения автора. Родной сынок «отблагодарил» мать за то, что она подарила ему жизнь.
Это произведение никого не может оставить равнодушным. Эта миниатюра-крик души писателя, пытающегося достучаться до жестоких сердец детей.
Всем настоятельно рекомендую прочитать произведение.