Слайд 1Лев Николаевич Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
Слайд 2Илья Репин
Портрет
Льва Николаевича
Толстого
Слайд 3 Авторский замысел и
история создания романа
Слайд 4 Над романом «Война и мир» Л. Толстой работал с 1863
по 1869 годы. Первоначально была задумана повесть «Декабристы». Затем роман «Три поры».
Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами.
Слайд 5
использовал русские и иностранные источники о
войне 1812 г.;
тщательно изучил в Румянцевском музее архивы,
масонские книги, акты и рукописи 1810 - 1820-х годов;
прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны;
встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы;
Слайд 6 посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле,
он составил карту расположения
русских и французских войск.
«Везде, где в моём рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».
Л. Толстой
Слайд 7Из дневниковых записей
Льва Николаевича Толстого
Слайд 8«… В 1856 году я начал писать повесть с
известным направлением,
героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством (женой, сыном и дочерью) в Россию … Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, … примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России…»
Л. Н. Толстой
Слайд 11 Крымская война 1853 – 1856 – война между Российской империей, с одной
стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Осм-анской империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. Россия проиграла войну.
Слайд 12«… Невольно от настоящего я перешёл к 1825 г., эпохе заблуждений
и несчастий моего героя, и оставил начатое.
Но и в 1825 г. мой герой был уже воз-мужалым человеком. Чтобы понять
его, мне нужно было перенестись к его
молодости, и молодость его совпадала
с славной для России эпохой 1812 г».
Л. Н. Толстой
Слайд 13Санкт-Петербург. Сенатская площадь. 1825 г. Восстание декабристов
Слайд 14 Восстание декабристов 14 (26 декабря)
1825 г. –
попытка государственного пере-
ворота. Было организовано группой дво-
рян-единомышленников, многие из них
были офицерами гвардии.Они попыта-
лись использовать гвардейские части для
недопущения вступления на трон (после
смерти Александра I) крайне непопуляр-
ного среди высшей военно-чиновничьей
элиты Николая I.
Слайд 16«… Я другой раз бросил начатое и стал
писать со времени 1812
г. <…> Но и в третий раз я оставил начатое <…> Мне совестно было писать о нашем торжествев борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама <…>
Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года», - писал Лев Николаевич Толстой.
Слайд 18 Характерные особенности романа-эпопеи
Роман-эпопея- наиболее крупная форма
литературы.
Основной чертой эпопеи как жанра
является то, что она воплощает в себе
судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая , многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические
события, и облик повседневности.
Слайд 19 и многоголосый человеческий хор, и глубокие
раздумья над судьбами мира,
и интимные
переживания. Отсюда большой объём романа,
чаще несколько томов.
Слайд 20«Война и мир» – одна из немногих в мировой ли-
тературе XIX
века книг, к которой по праву при-
лагается наименование роман-эпопея. События
исторического масштаба. Жизнь общая (а не
частная) составляют основу её содержания; в
ней раскрыт исторический процесс, достигнут
необычайно широкий охват русской жизни во
всех её слоях и вследствие этого так велико чис-
ло действующих лиц*, в частности персонажей
из народной среды; в ней показан русский национальный быт».
*569 персонажей
Слайд 21ЧЕРТЫ ЭПОПЕИ В РОМАНЕ:
картины русской истории (Шенграбенская и
Аустерлицкая
битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение);
события общественной и политической жизни (масонство, первые организации декабристов);
отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников);
огромное количество человеческих характеров;
Слайд 22 показ различных слоёв населения (помест-
ное, московское, петербургское дворянство;
чиновники; армия;
крестьяне);
широкая панорама бытовых сцен дворянской
жизни (балы, великосветские приёмы, обеды. охота, посещение театра и др.);
широкий охват пространства ( Петербург, Москва, поместья Лысые горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
большая протяжённость во времени (15 лет)
Слайд 23В ХХ веке литературоведам все же удалось сойтись в вопросе жанрового
определения романа: они назвали произведение романом-эпопеей, в первую очередь потому, что «Война и мир» — цельное художественное произведение, но в нем много можно увидеть черты многих романов.
Исторический роман. Читатель понимает, что это историческое произведение, когда видит ссылку на прошлое, а также встречает в романе реальных исторических личностей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр I. Толстой во время работы над романом пользовался многими историческими источниками. Например, автор обращался к книгам о масонстве, к трудам историков войны и к историческим хроникам.
Слайд 242.Психологический роман. Современникам казалось странным соединение исторического и психологического произведений. В
романе Толстого много вымышленных героев, но для них были прототипы: Денисов — Денис Давыдов; прототипом старого князя Болконского является дед Толстого по матери — Волконский и т. д. Толстой строил героев так, чтобы их поступки и образ мыслей не вступали в противоречие с реальными героями эпохи. Перед читателями пройдут этапы духовных исканий главных героев, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.
Слайд 253.В романе есть также черты батального романа. Толстой очень подробно описывает
Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, количество солдат, расположение войск, потери убитыми и пленными и так далее.
4.Черты любовного или семейного романа также присутствуют в «Войне и мире» в большом количестве. В романе можно насчитать более десяти любовных линий, каждая из которых описывается достаточно подробно.
Слайд 27Заглавие романа передает его смысл
«Мир» – это не только мирная жизнь
без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
«Война» – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».
Слайд 29 Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе.
Одни герои (Болконские,
Ростов, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.
Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) – «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущие разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).
Слайд 30Назовите основные события 1 части I тома?
Слайд 31Июль 1805 г. Санкт-Петербург.
Салон Анны Павловны Шерер.
Знакомство с представителями
придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все всяческих масок».
Пьер Безухов и Андрей Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.
Глупый «анекдот» князя Ипполита в конце вечера, все встретили как светскую любезность.
Слайд 33Нормы жизни представителей петербургской молодёжи (компания Долохов - А. Курагин): кутежи,
разврат, нелепые и злые шутки (история с медведем – венчание с куклой).
Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны. Французский язык – норма светского общества. Толстой подчёркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т. е. французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией.
Борьба за наследство умирающео графа Безухова (истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия; корыстолюбивая княгиня Анна Михайловна Друбецкая и её расчётливый сын Борис).
Слайд 35Москва. Семья Ростовых. Именины.
Связь эпизода с предыдущими (сцены именин вперемежку со
сценами болезни и смерти графа Безухова). Ощущение сложности и многообразия жизни.
Приём хозяевами гостей. Семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера Шерер.
Графиня Наталья Ростова и Анна Шерер одного возраста. Шерер – «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни, а графиня Ростова – глава семьи, жена и мать 12 детей.
Слайд 37Граф Илья Ростов всем без исключения, «как выше, так и ниже
его стоявшим» гостям говорил: «Очень , очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Сцена приветсвия контрастирует с «иерархией приветствий», заведённой у Шерер.
Приход молодёжи. Поведение контрастно поведению петербургской молодёжи. Шутки носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой даёт представление об интересах и взаимоотношениях молодёжи.
Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Знаменита прямотой ума и откровенной простотой.
Слайд 39Лысые горы, имение генерала-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на
войну Андрея Болконского.
Сходство семей Болконских и Ростовых: взаимная любовь членов семьи, глубокая сердечность, естественность поведения, близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.
Различия между семьями. Болконских отличает от Ростовых аристократизм, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Слайд 41Роль 1 части I тома в общем развитии действия
Слайд 42Эта часть играет роль экспозиции: Толстой знакомит нас с основными героями;
основными сюжетными линиями – историями семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких и салоном Шерер. Действие в 1 части происходит в июле – августе 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но ещё не показан конфликт с Наполеоном.
Слайд 43Вокруг каких событий в 1 части группируются герои?
Слайд 44Четыре эпизода:
вечер у Шерер;
именины у Ростовых;
смерть графа
Безухова;
приезд князя Андрея в Лысые Горы
Слайд 45Какие слои русского общества были показаны?
Слайд 46Разные группы дворянства в Москве и Петербурге, в городе и поместье,
старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и – пока частично – Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дворянства, видим слуг, гувернёров, компаньонку, доктора, архитектора, т. е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни.
Слайд 47Что повторяется во всех эпизодах, скрепляя их в единое целое?
Слайд 48Сквозное действие – разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются
взгляды героев.
Слайд 50 В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его
родине – острове Корсика – фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.
В 1793 г. в Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.
Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне.
Слайд 52Итак, уже в 1 части I тома намечается сложность и стройность
композиции романа.
Слайд 53Изображение войны 1805 – 1807 гг.
I том, 2-3 части
Слайд 54Историческая конкретность в изображенииТолстым войны.
Многогранность изображения войны.
Показ Толстым ненужности и неподготовленности
этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.
Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение её «в крови, в страданиях, в смерти. Сюжетная линия Николая Ростова, её роль.
Описание Шенграбенского сражения:
изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина;
Слайд 56 поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне».
Описание Аустерлицкого сражения:
кем
и как оно было задумано; ироничное отношение Толстого к «диспозициям»; успех или неуспех сражения;
как природа влияет на ход сражения;
Кутузов и император Александр I; бегство русских;
подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах;
Аустерлиц - эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей.
Слайд 59Итоги: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов – каждый терпит свой
«Аустерлиц».
Слайд 60Использованная литература:
Л. Н. Толстой. Война и мир. - М.: Художественная
литература, 1957.
Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, II полугодие. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.