Презентация, доклад по литературе Царскосельский лицей (9 класс)

Содержание

Лицей

Слайд 1


Слайд 2Лицей

Лицей

Слайд 319 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей

19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей

Слайд 4Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Рис. Мейера.

1850-е г.



Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Рис. Мейера. 1850-е г.

Слайд 5Александр I

Александр I

Слайд 6Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12)

августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для

Слайд 8В русской истории Лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая

А. С. Пушкина и воспетая им.
12 августа 1811 года Пушкин выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. Церемония открытия была торжественной, но строгой. Никаких родителей. Зато присутствовали император Александр Первый, обе императрицы – Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, цесаревич Константин Павлович, великая княгиня Анна Павловна, министры, члены святейшего Синода.
В русской истории Лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

Слайд 9Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь

на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.
Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших

Слайд 10Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле

Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора, первый директор Лицея
В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.

Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало

Слайд 11Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель

Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.
Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под

Слайд 12Лицейский зал
Таким он бывал по торжественным дням: стол, покрытый красным

сукном, золоченые кресла, на столе лицейская грамота. В этом зале 8 января 1815 года на переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта XVII века читал свои стихи. Г. Р. Державин был в восхищении и назвал юного поэта своим преемником.
Лицейский зал Таким он бывал по торжественным дням: стол, покрытый красным сукном, золоченые кресла, на столе лицейская

Слайд 14Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.

Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.

Слайд 15комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая
парусиной.
Верхний

этаж занимали спальни.
На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка),
комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. Верхний этаж занимали спальни. На каждого лицеиста

Слайд 17Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению

языков: "российского, латинского, французского, немецкого"; математики (в объеме гимназии), словесности и риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строгой программы - утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам.

Герб Александровского Лицея

Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков:

Слайд 18Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836

года — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
# нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
# словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
# исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
# физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
# изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 года — четыре класса по полтора

Слайд 19Греческий зал Большого Дворца.
Парадный Зал Лицея.
Интерьеры Царскосельского Лицея.

Греческий зал Большого Дворца. Парадный Зал Лицея. Интерьеры Царскосельского Лицея.

Слайд 22Актовый зал Царскосельского лицея.

Актовый зал Царскосельского лицея.

Слайд 23Класс с рисунками воспитанников.

Класс с рисунками воспитанников.

Слайд 27В Лицее придерживались строго распорядка дня. Чтобы «устранить возможность изнурения: час

учения сменялся рекреацией в комнате или на воздухе». При любой погоде лицеисты трижды в день выходили на прогулки. Лицей был очень хорошо оснащен. Приборы, инструменты, таблицы, пособия, карты, даже электрическая машина полностью укомплектовывали учебные кабинеты.
В Лицее придерживались строго распорядка дня. Чтобы «устранить возможность изнурения: час учения сменялся рекреацией в комнате или

Слайд 28Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение

уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха,

Слайд 29Экзамены

Репин И. Е. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января

1815 года. 1911

ЭкзаменыРепин И. Е. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

Слайд 30При переходе воспитанников из начального в окончательный курс ( для первого

выпуска 4 и 8 января 1815 года) полагались переводные экзамены. Экзамены — открытые, публичные. На них приглашались родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга. К экзамену тщательно готовились. Учили стихотворения и «целые прозаические рассуждения». Пушкин по совету словесника А. И. Галича написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое должен был читать на экзамене по российской словесности. На этом экзамене, 8 января присутствовал патриарх русской поэзии Г.Р. Державин.
При переходе воспитанников из начального в окончательный курс ( для первого выпуска 4 и 8 января 1815

Слайд 31А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее Евгений ДЕМАКОВ.

А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее Евгений ДЕМАКОВ.

Слайд 32«Я прочел мои „Воспоминания Царском Селе", стоя в двух шагах от

Державина. и не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня... Меня искали, но не нашли..."- А.С. Пушкин.
«Я прочел мои „Воспоминания Царском Селе

Слайд 33ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ
На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни,

должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.
ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯНа должность директора Лицея, который по уставу

Слайд 34«Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог

царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей»
«Вы помните: когда возник Лицей,  Как царь для нас открыл чертог царицын,  И мы пришли.

Слайд 35ЛИЦЕЙСКИЕ ПРОФЕССОРА
Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные

качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.
ЛИЦЕЙСКИЕ ПРОФЕССОРАЛицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение

Слайд 36Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и

преподаватели столицы во главе с директорами Василием Малиновским и Егором Энгельгардтом. Согласно Уставу 1811 г., в Лицей принимались наставники, «знаниями и нравственностью своею доверия заслуживающие». Первые учителя, несмотря на молодость многих из них, имели блестящее образование, стажировались за границей, имели педагогический опыт и были известны своей просветительской деятельностью. Первый легендарный пушкинский период Лицея связан с именами А. П. Куницына и И. К. Кайданова, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича и других наставников, имена которых сохранились и в памяти их учеников, и в истории русской культуры.
Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами

Слайд 37В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных

наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.

В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух

Слайд 38СПИСОК ПЕРВОГО НАБОРА ЛИЦЕИСТОВ

СПИСОК ПЕРВОГО НАБОРА ЛИЦЕИСТОВ

Слайд 43Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды.

Слайд 44Лицейская грамота. Устав императорского лицея. К.С.Новосёлов.

Лицейская грамота. Устав императорского лицея. К.С.Новосёлов.

Слайд 45Учился Пушкин далеко не усердно. А. И. Кайданов, преподававший географию и

историю, аттестует его так: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям». В годы обучения в Лицее в пушкинском выпуске утвердился тот высокий строй отношений, который поэт назвал «лицейским братством». Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. С Лицеем связано рождение поэтического таланта Пушкина. За годы учёбы поэт написал более 120 стихотворений.
Учился Пушкин далеко не усердно. А. И. Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: «При малом

Слайд 46 ИВАН ИВАНОВИЧ ПУЩИН (1798-1859)
Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг;

"рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского; Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга.
 ИВАН ИВАНОВИЧ ПУЩИН (1798-1859)  Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг;

Слайд 47АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ, БАРОН (1798 - 1831)
Один из ближайших друзей

Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов.
С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах.
АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ, БАРОН (1798 - 1831) Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей

Слайд 48КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС (1801 - 1870 )
Товарищ Пушкина по Лицею;

в выпуске один из последних, наряду с Пушкиным и Броглио, любимый однокашниками как весельчак, но оставивший память лишь своим прекрасным почерком, коим переписывал лицейские журналы, носившие помету: "В типографии Данзаса". Если бы не было участие в дуэли Пушкина, принадлежал бы к наименее заметным его лицейским товарищам.
Но Данзас с такою самоотверженностью принял на себя миссию секунданта Пушкина ( ему за это грозила суровая кара ) и затем, после дуэли, показал такую любовь и преданность к умирающему товарищу, что вызвал к себе всеобщее внимание и расположение.

КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС (1801 - 1870 ) Товарищ Пушкина по Лицею; в выпуске один из последних, наряду

Слайд 49КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ (1797 —1846)
По свидетельству М.А. Корфа, во время

учебы был «предметом постоянных и неотступных насмешек всего Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность». Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера, ориентированные на архаические литературные образцы.
КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ (1797 —1846) По свидетельству М.А. Корфа, во время учебы был «предметом постоянных и неотступных

Слайд 50Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го —

9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на

Слайд 51ДВОРЦОВЫЙ САД
Рядом с дворцом отдельном строении находился служебный блок и квартира

директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.
ДВОРЦОВЫЙ САДРядом с дворцом отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь,

Слайд 56А.С.Пушкин посвятил этому фонтану поэтические строки:
«Урну с водой уронив, об утес

ее дева разбила. Дева печальна сидит, праздный держа черепок».
А.С.Пушкин посвятил этому фонтану поэтические строки:«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печальна сидит,

Слайд 57Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле

слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

1911

Анна Ахматова

Смуглый отрок бродил по аллеям,У озерных грустил берегов,И столетие мы лелеемЕле слышный шелест шагов.Иглы сосен густо и

Слайд 60В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную

службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6%). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность быстрого продвижения по военной службе
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были

Слайд 61...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал

свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот. После первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.
...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской

Слайд 62 «Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село».
«Все те же мы: нам целый мир чужбина;  Отечество нам Царское Село».

Слайд 67Трудно найти человека, который бы не знал о причастности Пушкина к

лицею. Но мало кто знает, что там учился еще и М.Е. Салтыков-Щедрин, великий русский писатель-сатирик. Он поступил в Царскосельский лицей в 1838 году. Среди лицеистов на каждом курсе предполагался продолжатель А.С. Пушкина. На щедринском курсе «продолжателем» считался Михаил, писавший мрачноватые стихи под влиянием Лермонтова, Байрона и Гейне, которого любил за иронию.
Трудно найти человека, который бы не знал о причастности Пушкина к лицею. Но мало кто знает, что

Слайд 68Салтыков-Щедрин был последним из выдающихся питомцев Царскосельского лицея. После декабрьского восстания

1825 года Лицей был реорганизован. Был установлен контроль за подбором преподавателей и содержанием лекций. Указом Николая Первого от 23 февраля 1829 года Лицей переводился на подготовку чиновников только для статской службы. Военная кафедра была закрыта, вместо нее ввели курсы статистики, логики, психологии и географии.

6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.

Салтыков-Щедрин был последним из выдающихся питомцев Царскосельского лицея. После декабрьского восстания 1825 года Лицей был реорганизован. Был

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть