Презентация, доклад по литературе Тема войны в современной литературе (по роману А.Проханова Идущие в ночи) 11 класс

Содержание

Предисловие Военная проза последних лет – уникальный и сложный феномен, представленный произведениями как писателей – фронтовиков, так и тех, кто родился перед самой войной и даже через много лет после её окончания. Помимо произведений о

Слайд 1
Презентация к уроку по литературе.
«Тема войны в современной литературе» (по

роману Александра Проханова «Идущие в ночи». 11 класс).
Кузнецова Татьяна Петровна, русский язык и литература.
МКОУ Глазуновская СОШ.
Станица Глазуновская.

Презентация к уроку по литературе.«Тема войны в современной литературе» (по роману Александра Проханова «Идущие в ночи».

Слайд 2Предисловие
Военная проза последних лет – уникальный и сложный феномен, представленный

произведениями как писателей – фронтовиков, так и тех, кто родился перед самой войной и даже через много лет после её окончания.
Помимо произведений о Великой Отечественной в современной литературе существуют также книги о военных событиях в Афганистане и Чечне.
Предисловие Военная проза последних лет – уникальный и сложный феномен, представленный произведениями как писателей – фронтовиков, так

Слайд 3О ВОЙНЕ ПИСАЛИ:

О ВОЙНЕ ПИСАЛИ:

Слайд 4О ВОЙНЕ ПИСАЛИ:

О ВОЙНЕ ПИСАЛИ:

Слайд 5О ВОЙНЕ ПИСАЛИ:
Валерий Горбань «Песнь о войне», «Вкус победы».

О ВОЙНЕ ПИСАЛИ: Валерий Горбань «Песнь о войне», «Вкус победы».

Слайд 6Особое внимание можно уделить творчеству Александра Проханова, потому что именно он

своими произведениями заставил читателя задуматься о сути происходящего в стране и мире.

«Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов — офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов — "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», — признавался Проханов (Советская Россия. 1998. № 96. 18 авг. с.3).

Особое внимание можно уделить творчеству Александра Проханова, потому что именно он своими произведениями заставил читателя задуматься о

Слайд 7УРОК «ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по роману Александра Проханова «Идущие

в ночи»). 11 класс.

Цель:
вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
проследить за судьбами героев;
показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состоянии человека в трагедийных ситуациях, диктующих необходимость сделать нравственный выбор;

УРОК «ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по роману Александра Проханова «Идущие в ночи»).  11 класс. Цель:

Слайд 8Лучшие сцены у Проханова – батальные, лучшие романы – военные: «Идущие

в ночи» и «Чеченский блюз».
Лучшие сцены у Проханова – батальные, лучшие романы – военные: «Идущие в ночи» и «Чеченский блюз».

Слайд 9Опережающие групповые задания

Опережающие групповые задания

Слайд 10 Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора?


«У каждого писателя есть своя сверхзадача, своя миссия. Моя, мне кажется, пропеть России трагический и грозный гимн. Я, сын отца, погибшего под Сталинградом, внук дедов и прадедов, которые вышли из недр народа. Потом род был уничтожен в результате социальных катастроф в начале века. Но родовая память присутствует в моём мироощущении».

Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «У каждого писателя есть своя сверхзадача,

Слайд 11 Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора?


«Я окончил авиационный институт. Некоторое время работал в НИИ. Но однажды ко мне пришло прозрение. Я сын московских интеллигентов, в моей художественной библиотеке стоят тома Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова. И во мне опять начали звучать голоса русской культуры начала века».

Высказывания писателя.  Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «Я окончил авиационный институт. Некоторое

Слайд 12Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора?

«Ушёл в любимые мною истринские леса лесником. Я ушёл в деревню, в песню, в природу, к старым разрушенным храмам, где ещё висели под сенью догнивающих изб полусгнившие иконы и божницы».


Высказывания писателя.  Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора?  «Ушёл в любимые мною истринские

Слайд 13 Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора?


«А вот новый этап моей жизни. Это война, но война особая. Афганистан, 15 или 18 поездок туда, с нашей армией. Мой первый бой … Смерть ребят, ужас, страх. А эти сцены я никогда не забуду: в палатку, где лежали погибшие, исколотые штыками, забегали родители, которых привозили сюда вертолётами, они падали на холодные тела, рыдали, голосили, теряли сознание. Обо всём этом я написал в рассказах, романах, очерках. репортажах».

Высказывания писателя.  Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «А вот новый этап моей

Слайд 14 Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора?


«Я мечтаю, чтобы нашёлся издатель, художник, который написал бы летопись этих явлений. А я мечтаю написать свою летопись. Но я уязвим. Я вернулся с поля битвы, но у меня ощущения, что вся моя рать полегла там, а я вернулся, израненный, изрезанный, хромой. Я вернулся в тихий монастырь. Я должен успеть написать свою летопись. Вот это и есть моя сверхзадача».

Высказывания писателя.  Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «Я мечтаю, чтобы нашёлся издатель,

Слайд 15Можно ли доверять тому, о чём повествует автор Проханов в своих

произведениях?
Можно ли доверять тому, о чём повествует автор Проханов в своих произведениях?

Слайд 16 Слово участникам военных действий, оказавшихся в самой гуще событий второй

чеченской кампании.


Что пришлось пережить, как удалось выстоять, что дало силы не струсить, не сломиться, а остаться людьми, сделать свой нравственный выбор

Слово участникам военных действий, оказавшихся в самой гуще событий второй чеченской кампании.   Что пришлось

Слайд 17 Анализ романа. Вопрос: каким предстаёт перед читателем пространство, на фоне

которого происходит действие?

Перед солдатами федеральных войск поставлена задача- занять город и освободить его от боевиков. Перед читателем Ханкала, где расположены штабные и тыловые службы. Отсюда ведётся управление всем ходом сражения.

Анализ романа.  Вопрос: каким предстаёт перед читателем пространство, на фоне которого происходит действие? Перед солдатами

Слайд 18Вопрос: каким предстаёт перед читателем пространство, на фоне которого происходит действие?


Изображена территория Шамиля Басаева и его боевиков, пред которыми задача – не отступать и вести наступательные бои.
Москва. Проханов показывает дачу олигарха, высокопоставленных чиновников, театр.

Вопрос: каким предстаёт перед читателем пространство, на фоне которого происходит действие? Изображена территория Шамиля Басаева и его

Слайд 19
«Автор сознательно перемещает читателя в пространстве, так как это даёт

возможность посмотреть на войну с разных точек зрения, понять чудовищность военной кампании».
«Автор сознательно перемещает читателя в пространстве, так как это даёт возможность посмотреть на войну с разных

Слайд 20Анализ романа
Сопоставление двух эпизодов: день рождения солдата Николая Клычкова (Клыка)

и день рождения генерала – майора Владимира Анатольевича.
В чём суть операции «Волчья яма»? В чём её символическая суть?
Анализ романа Сопоставление двух эпизодов: день рождения солдата Николая Клычкова (Клыка) и день рождения генерала – майора

Слайд 21Анализ романа
Как тема нравственного выбора показана на взаимоотношениях отца и сына

Пушковых?
Почему отец, полковник Пушков, не переводит своего сына-лейтенанта в другое место?
Как погиб лейтенант Пушков? Каково ваше мнение о нём?
Анализ романаКак тема нравственного выбора показана на взаимоотношениях отца и сына Пушковых? Почему отец, полковник Пушков, не

Слайд 22Анализ романа
Как изображены солдаты Российской армии, что для них главное

на этой войне, о чём они думают, о чём мечтают?
Анализ романа Как изображены солдаты Российской армии, что для них главное на этой войне, о чём они

Слайд 23 Анализ романа
Дайте характеристику каждому из персонажей. Проследите, как они

ведут себя до того как попали в плен и в плену?
Почему Клык выбрал путь предательства?
Анализ романа Дайте характеристику каждому из персонажей. Проследите, как они ведут себя до того как попали

Слайд 24 Анализ романа
Как ведёт себя Шамиль Басаев? Зачитайте слова,

которые он произносит во время операции при взрыве.
Что движет Басаевым?
Как представлены боевики? Что для них главное?
Как ведут они себя по отношению к пленным?
Прочитайте описание похорон Иляса. В чём смысл погребальной молитвы?
Анализ романа Как ведёт себя Шамиль Басаев? Зачитайте слова, которые он произносит во время операции при

Слайд 25 Пояснение учителя.
Смысл погребальной молитвы: всем воздастся по заслугам

за те поступки, которые он совершает. Молитву слушают люди, убивающие других людей. Мысль автора: война – это зло, насилие. Это нельзя оправдать.
Пояснение учителя.  Смысл погребальной молитвы: всем воздастся по заслугам за те поступки, которые он совершает.

Слайд 26 Смена временного пространства: из Чечни в Москву.

Как живут эти люди?
Что для них является самым ценным в жизни?
Думают ли они о судьбе солдат, сражающихся на поле боя и погибающих за Родину?

Как проходит вечер «открытых дверей» на даче Парусинского, банкира, властного политика, владельца нефтяных концернов?

Смена временного пространства: из Чечни в Москву.   Как живут эти люди? Что для них

Слайд 27 Анализ финальной части романа: рассказ о Валентине Пушковой.
Почему

она не смогла досмотреть представление в театре?
Как она предчувствует трагедию?
Какой сон приснился Антонине Звонарёвой?
Почему роман заканчивается рассказом о солдатских матерях?
Анализ финальной части романа: рассказ о Валентине Пушковой.  Почему она не смогла досмотреть представление в

Слайд 28Заключительный диалог.
Кто в ответе за смерть детей, отцов, мужей,

братьев, друзей?
Почему роман называется «Идущие в ночи»?
Заключительный диалог. Кто в ответе за смерть детей, отцов, мужей, братьев, друзей? Почему роман называется «Идущие в

Слайд 29 Из материалов домашнего задания: краткие отзывы о прочитанном.
Проханов видел

войну не по телевизору, поэтому книга получилась честной и страшной.
Это настоящий «мужской роман», возможно, один из лучших в современной литературе.
Из материалов домашнего задания: краткие отзывы о прочитанном. Проханов видел войну не по телевизору, поэтому книга

Слайд 30 Отзывы о прочитанном
Роман очень откровенен. В нём нет фальши.

Проханов пишет, как видит, а видит он, побывавший на этой войне, как художник и как пророк.
Если внутренний стержень человека основан на нравственности, то этот человек сделает правильный выбор в экстремальной ситуации.
Отзывы о прочитанном Роман очень откровенен. В нём нет фальши. Проханов пишет, как видит, а видит

Слайд 31 Отзывы о прочитанном.
Это красивая книга, но красота её

страшна. У всех героев есть своя правда. Но есть ещё правда Всевышнего. Он рассудит, и всем воздаст по делам его.
Отзывы о прочитанном. Это красивая книга, но красота её страшна. У всех героев есть своя правда.

Слайд 32 Отзывы о прочитанном.
Война – это кровавая бойня, противная

всему человеческому разуму и всей человеческой природе событие, это кощунство над человеческой природой.
Отзывы о прочитанном.  Война – это кровавая бойня, противная всему человеческому разуму и всей человеческой

Слайд 33«Чечня всегда рядом…»
Площадь Скорби на Мамаевом кургане в Волгограде.

Фигура женщины-матери. В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином. Склоните и Вы головы в память о погибших в террористическом акте 29, 30 декабря в этом городе.
«Чечня всегда рядом…» Площадь Скорби на Мамаевом кургане в Волгограде.   Фигура женщины-матери. В глубокой скорби

Слайд 34Литература.
Проханов А. Идущие в ночи: роман.
http://www.gramotey.com/book

Литература. Проханов А. Идущие в ночи: роман.   http://www.gramotey.com/book

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть