Слайд 1Из истории сонета
Создатель «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265 — 1321) написал
первую в западно — европейской литературе автобиографическую повесть «Новая жизнь», в которую включил сонеты, которые были созданы ранее.
Слайд 2Его младший современник Франческо Петрарка
(1304 — 1374) создал много произведений,
в их числе были и научные трактаты, и лирические произведения. Но прославился он более всего произведениями, обращёнными к Лауре. Циклы посвящённых ей стихов содержали 317 сонетов. Лирика Петрарки была так популярна, что возникло направление петраркизм, влияние которого на литературу 16 века было очень сильным
Слайд 3Под этим влиянием находился и Уильям Шекпир (1564 — 1616) —
драматург и поэт. Он создал 154 сонета.
* * *
Литература развивалась, жанры возникали и умирали. Лишь немногие жанры пережили столетия, среди них - сонет.
Слайд 4Уильям Шекспир. Сонет 130 (перевод С.Маршака)
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя
уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Слайд 5Сонет — (итал. sonare - звучать) жанр лирики; стихотворение, состоящее из
14 строк, имеющее строгую форму.
первые 8 строк — 2 четверостишия (катрены),
последние 6 строк — 2 трехстишия (терцеты).
В каждой из этих 4-х частей мысль должна быть завершена.
В первом четверостишии — завязка общей темы, в последнем трёхстишии её развязка, и последняя строка - «сонетный замок» - самое важное для автора суждение.
Слайд 6Рифмовка катренов может быть:
АББА АББА / АБАБ АБАБ
Терцеты могут иметь различную
рифмовку.
Требования строго соблюдаются.
Стоит автору добавить 1 терцет, такой сонет будет называться «хвостатый».
Если убрать первое четверостишие - «безголовый».
Строго нормируется чередование рифм, не допускается повторение слов. Стихотворным размером сонета в русской поэзии может быть только пяти- или шестистопный ямб.
Слайд 7В русской литературе, как и в европейской, распространены
3 основные формы
сонета:
1. Итальянский сонет:
2 четверостишия с перекрестной АВАВ
или опоясывающей АВВА рифмой и
2 трёхстишия с рифмами, отличными от рифм в катренах.
Слайд 8Например, стихотворение В.В.Набокова «Счастье»
Я знаю: пройден
путь разлуки и ненастья,
И тонут небеса в сирени голубой,
И тонет день в лучах, и тонет сердце в счастье...
Я знаю, я влюблен и рад бродить с тобой.
Да, я отдам себя твоей влюбленной власти
И власти синевы, простертой надо мной...
Сомкнув со взором взор и глядя в очи страсти,
Мы сядем на скамью в акации густой.
Да, обними меня чудесными руками...
Высокая трава везде вокруг тебя
Блестит лазурными живыми мотыльками...
Акация чуть-чуть, алмазами блестя,
Щекочет мне лицо сырыми лепестками...
Глубокий поцелуй... Ты - счастье... Ты - моя...
Слайд 92. Французский сонет:
2 четверостишия с опоясывающей АВВА рифмой и 2 трёхстишия,
комбинирующих парное, опоясывающие
(или перекрестные) рифмы так, чтобы сложились дистих (2 строки) и катрен.
Слайд 10Например, «Приморский сонет» А.А.Ахматовой
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
И всех походе на аллею
У царскосельского пруда.
Слайд 113. Английский сонет:
3 четверостишия с перекрестной рифмой + финальное двустишие (такой
сонет называют шекспировским).
Слайд 12Например, «Забыв тревоги дня...» А.А.Лукьянова
Забыв тревоги дня, как счастлив я порою
От города вдали! Безмолвны небеса,
Заря вечерняя бледнеет за горою,
И падает с ветвей жемчужная роса.
Подходит тихо ночь, все ярче надо мною
Далекая звезда, ночных небес краса,
И, в грезы погружен, объятый тишиною,
Я чутко слушаю природы голоса…
Иду. Вокруг цветы. В тени густого сада
Летают весело ночные мотыльки…
Но вот в мое лицо повеяла прохлада,
Раскинулись поля, донесся плеск реки…
О ночь прекрасная! О чудная награда
За долгий день труда, волненья и тоски!
Слайд 13«Венок сонетов» — цикл сонетов из 15 произведений, связанных между собой
каким-либо поэтическим принципом или приёмом, построенный в особом порядке. Последнее стихотворение «венка сонетов» должно быть составлено из первых строк предыдущих 14; оно называется «магистралом» или «магистральным».
Слайд 14Неправильные формы сонетов:
1. С добавочной 15-й строкой (кодой).
«Уединение: уйди»
М.Цветаевой.
2. «Безголовый сонет»: одно четверостишие и 2 трёхстишия.
«Ты с холодностью мартовского льда» Е.Г.Полонской.
3. «Половинный»: одно четверостишие и одно трёхстишие.
«Отрывок» А.Ахматовой.
Слайд 154. «Опрокинутый»: 2 трёхстишия и 2 четверостишия.
«Дачник — обличитель» С.Я.Маршака.
5. «Хромой»:
четвёртый стих в катренах короче, либо длиннее предыдущих.
«За детский бред, где всё казалось свято» Н.Г.Львовой.
6. «Сплошной»: построенный на двух созвучиях.
«Уединенье» В.Ф.Ходасевича, «Шарманка» О.Э.Мандельштама.