Слайд 1Сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Хорева Светлана Николаевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г.
Новосибирска
Слайд 2Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока,
как сознание, что он узнан и по поводу его уже раздаётся смех.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Слайд 3Сатирические сказки
«Сказки» – это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они
создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
Слайд 4Причины обращения писателя к жанру сказки
сатира имела уже более обобщённый характер;
общественное
зло измельчало, широко проникло в быт;
жанр сказки давал возможность увидеть за жизнью её главных героев жизнь всего человечества;
Слайд 5
Проблематика сказок
Самодержавие и угнетённый народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик»,
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Слайд 6Связь с народными сказками
В основе сказок Салтыкова-Щедрина лежат образы
птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как об уже сложившемся характере.
Слайд 8Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Гротеск (переплетение фантастики
и реальности)
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
Гиперболизация
Слайд 9Сатирические приёмы
Ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;
Сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
Гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
Аллегория - иносказание, иной смысл, скрытый за внешней формой.
Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
Гипербола - чрезмерное преувеличение
Слайд 10Сопоставительный анализ
Народные сказки
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира
Сарказм
Смешение категорий
добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному
Слайд 11«Премудрый пескарь»
Написание «пискарь» связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь,
если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук.
«Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.
Слайд 12Историческая справка
После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра
II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой» Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».
Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.
Слайд 13Советы отцов
Молчалин из комедии
А. С. Грибоедова «Горе
от ума»: «Угождать
всем людям без
изъятья».
Чичиков
из поэмы Н.
В. Гоголя «Мёртвые
души» : «Копи копейку,
копейка не выдаст».
Пётр Гринёв из повести
А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» :
«Береги платье снову, а
честь смолоду».
Премудрый пискарь : «Гляди в оба!»
Слайд 15Философская проблематика сказки
В чём смысл и назначение человеческой жизни?
К каким идеалам он должен стремиться?
Слайд 16Философская проблематика сказки
Вся жизнь пескаря
укладывается в формулу:
«Жил –
дрожал и умирал
дрожал».
А положительные идеалы,
иная жизненная программа
раскрывается в вопросах,
возникающих в уме
умирающего пескаря:
Какие были у него радости?
Кого он утешил?
Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?
Кто слышал о нём?
Кто об его существовании вспомнит?
Слайд 17Философская проблематика сказки
Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой,
как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит как рыба; нем как рыба.
Слайд 18Вывод
В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское
отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.
Слайд 19источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/