Слайд 2Лейтмотив
Лейтмотив - многократно повторяющийся в художественном
произведении образ, который объединяет и организует повествование.
Слайд 3В то время я
гостила на земле,
Мне дали имя
при
крещенье – Анна…
Слайд 4 «…я вышла замуж за Н.С.Гумилева, и мы поехали на месяц
в Париж»
Слайд 510 октября 1912 года у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев
Николаевич Гумелев)
Слайд 6Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам…
Для
нее не было выбора уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством.
Слайд 7
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я –отраженье вашего лица…
Слайд 8
А. А. Ахматова
«Реквием»
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Слайд 9
Рассмотрите композицию поэмы «Реквиема». Из каких основных частей она состоит?
Какие
основные темы и мотивы концентрируются в «Посвящении» (Подтвердите текстом)
Какие реалии из жизни отразились в «Реквиеме»?
Каким рисуется образ эпохи 30-х годов?
Слайд 10К какому евангельскому образу обращается Ахматова, изображая лирическую героиню?
Можно ли
утверждать, что А. Ахматова пишет не только о своей судьбе, но и о судьбах всех своих соотечественников?
Слайд 11
Мари́я Магдали́на (ивр. מרים המגדלית, др.-греч., др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria
Magdalena) — персонаж Нового Завета) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
Слайд 12 1. Облик героини: изменяется ли он на протяжении поэмы?
2. Ограничивается
ли А.Ахматова только изображением собственных переживаний?
3. Связаны ли между собой эпиграф и эпилог.
4. Какая основная мысль произведения их объединяет?
Слайд 14
Реквием (от латинского слова «reguiem» — «покой»)— хоровое произведение траурного характера,
исполнявшееся в церкви в память умершего.
Слайд 16 Описать свои впечатления, полученные на уроке от знакомства с
произведениями А.Моцарта и А. Ахматовой.
Слайд 181935год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева
Слайд 19«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
А это вы можете описать?
И я сказала:
Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом».
Слайд 20Пять лет с перерывами работала Анна Ахматова над этим произведением. Создавалась
поэма в нечеловеческих условиях.
Слайд 21Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге
оставлять их было опасно.
А.Ахматова:
«Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал»
(Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой)
Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы
Слайд 22 Реквием (лат. от reguies - покой)–
1) заупокойная католическое богослужение;
2) музыкальное произведение траурного характера.
( Из «современного словаря иностранных слов»)
Слайд 23Уже в 1961 г. Поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно
отразивший гражданскую и творческую позицию автора.
Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961
Слайд 25Это было, когда улыбался
Только мертвый…
Слайд 27Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом…
Слайд 29Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась
к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе.
Слайд 30Вскоре освобожденный сын вновь был арестован, во время войны воевал на
фронте до победного конца, а в 1949 его посадили в третий раз, и только в мае 1956 года он оказался на свободе.
Слайд 35В 1946г. Кампания против Ахматовой, травля, объявлена чуждой народу, исключена из
Союза писателей, лишена средств к существованию, тираж сборника , напечатанного в 1946 году,
уничтожен. Ахматовой приходится жить буквально
в сторожке,«будке», в пригороде Комарово.
Слайд 365 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало.
И если зажмут
мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня…
Слайд 37На могиле Ахматовой нет гранитного памятника, только самодельный крест.
Слайд 38Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила
женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Слайд 39Златоустая Анна всея Руси.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к
смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.