Слайд 1Описание природы в произведениях Л.Н.Толстого
(«Севастопольские рассказы», «Казаки», «Война и мир»)
Слайд 2В природе Толстого привлекала ее гармоническая цельность и ясность: «Природа лучше
человека. В ней нет раздвоенности, она всегда последовательна. Ее следует везде любить, ибо она везде прекрасна и везде трудится…»
Слайд 3 Лучшие герои Л. Н. Толстого в важные минуты своей жизни
связаны
с природой. Отрицательные же персонажи почти никогда
не изображаются Толстым в единстве с природой, они лишены живой
связи с ней.
Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику.
Слайд 5Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па
философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории.
Слайд 7В творчестве Л.Н.Толстого картины природы неизменно заключали в себе социально-этический смысл.
В повести «Казаки» он противопоставляет первозданную красоту снежных кавказских гор нравственной нечистоплотности привилегированных слоев. Оленин ищет духовные ценности, которые смогли бы придать смысл его существованию. В лесу во время охоты на фазанов он внезапно ощущает свое единство со всем живым в природе и начинает понимать, что нравственный долг и первейшая обязанность человека на Земле – быть счастливым, любить людей и окружающий мир.
Природа у Толстого - это сфера, в которой с человека сбрасывается все искусственное, фальшивое и обнажается его внутренняя сущность.
Слайд 8«Война и мир»
В творчестве Толстого естественность и гармония природы противопоставляется неустроенности
социальной жизни, когда люди, не замечая окружающей красоты, живут по законам, противным человеческой природе. В «Войне и мире», где писатель противопоставляет мирной природе природу, обезображенную войной, с особой силой звучит этот мотив
Слайд 9 Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не
ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
Слайд 10 Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное
небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».
Слайд 11Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней
природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами», чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.
Слайд 12 Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа
еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, описанное Толстым нас страницах своего романа.
Слайд 14Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением
молодежи. Сверкающая дорога, безумная скачка, смех и крики ряженых- все это было созвучно той молодой радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.
Слайд 16До начала сражения Бородинское поле предстает перед Пьером Безуховым во всей
своей красоте, в чистом утреннем воздухе, пронизанном лучами яркого солнца. И вот то же поле после сражения: «Над всем полем, прежде весело–красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла серости и дыма и пахло странною кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал покрапывать дождик на убитых и раненых, на испуганных и изнуренных и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?”
Слайд 17Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского поля, картины
охоты и описание старого дуба - классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.