Презентация, доклад по литературе на тему Времена года в живописи, литературе, музыке XIX века

Содержание

План1. Времена года в живописи.2. Времена года в литературе.3. Времена года в музыке.

Слайд 1Времена года в живописи, литературе и музыке XIX века

Времена года в живописи, литературе и музыке XIX века

Слайд 2План
1. Времена года в живописи.
2. Времена года в литературе.
3. Времена года

в музыке.
План1. Времена года в живописи.2. Времена года в литературе.3. Времена года в музыке.

Слайд 3Времена года в живописи XIX века
Времена года в живописи XIX века

Времена года в живописи XIX векаВремена года в живописи XIX века

Слайд 4Пейзаж в русском искусстве был сферой проявления духовной жизни общества и

оформился как жанр в конце 18 начале 19 века. В этом жанре раскрывались трепетная душа личности, отношение художника с окружающим миром и волнения эпохи.
Мотив пейзажа – это образ типичного явления
( или уголка) природы, вызывающий определенные переживания у людей одной культурной общности.
Пейзаж в русском искусстве был сферой проявления духовной жизни общества и оформился как жанр в конце 18

Слайд 5Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух

влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – итак без конца.
Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко,

Слайд 6Левитан Исаак Ильич
(1861- 1900)
Левитан «чувствовал в природе
то, что живет и хвалит

создателя;
слышал своим чутким ухом, как
бьется сердце самой природы».
(Бенуа)
Левитан Исаак Ильич(1861- 1900)Левитан «чувствовал в природето, что живет и хвалит создателя;слышал своим чутким ухом, как бьется

Слайд 7Картины художника, начиная со средних работ («Осенний день») словно говорят зрителю:

в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого, любовного взгляда.
Картины художника, начиная со средних работ («Осенний день») словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов,

Слайд 8«Осенний день» 1879 год

«Осенний день» 1879 год

Слайд 9В 1894-1895 в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен

он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту .
В 1894-1895 в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей

Слайд 10«Золотая осень» 1895 год

«Золотая осень» 1895 год

Слайд 11Одно из самых радостных произведений Левитана «Март» 1895 год. Живописец сумел

передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.
Одно из самых радостных произведений Левитана «Март» 1895 год. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня,

Слайд 12«Март» 1895 год

«Март» 1895 год

Слайд 13Когда Левитан уезжал из России, он вскоре начинал тосковать по страстно

любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А. М. Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».
Когда Левитан уезжал из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной

Слайд 14«Весной в лесу» 1882 год «Ранняя весна» 1898

год
«Весной в лесу»  1882 год   «Ранняя весна» 1898 год

Слайд 15Все русские художники рубежа 19 века, изображавшие природу, так или иначе

испытали влияние творчества Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.
Все русские художники рубежа 19 века, изображавшие природу, так или иначе испытали влияние творчества Левитана – признавая

Слайд 16Репин Илья Ефимович 1844 – 1930

Соединил крепкую

традицию
реализма 19 века с новациями
рубежа веков, завоевав славу
своими полотнами,
будоражившими общественное
сознание.
Репин Илья Ефимович    1844 – 1930 Соединил крепкую традициюреализма 19 века с новациями рубежа

Слайд 17В самом простом деревенском мотиве Репин, как никто другой, умел найти

то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине.
В самом простом деревенском мотиве Репин, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что

Слайд 18«Зимой» 1898 год

«Зимой» 1898 год

Слайд 19 Картина Репина «Летний пейзаж» отражает романтическую натуру мастера.
Пышная, цветущая природа

противопоставлена одиночеству, словно шумная толпа - романтическому герою.
Картина Репина «Летний пейзаж» отражает романтическую натуру мастера. 	Пышная, цветущая природа противопоставлена одиночеству, словно шумная толпа -

Слайд 20«Летний пейзаж» 1879 год

«Летний пейзаж» 1879 год

Слайд 21Шишкин Иван Иванович 1832-1898
Не только один из крупнейших, но и едва

ли не самый популярный среди русских пейзажистов. В этом с ним может соперничать лишь И. К. Айвазовский. Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой могучей натуры.
Шишкин Иван Иванович  1832-1898Не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди

Слайд 22Во всех своих произведениях Шишкин является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим

их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
Во всех своих произведениях Шишкин является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего

Слайд 23«Зима»

«Зима»

Слайд 24Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя

правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах,

Слайд 25«Золотая осень»

«Золотая осень»

Слайд 26Времена года в музыке XIX века

Времена года в музыке XIX века

Слайд 27Петр Ильич Чайковский 1840-1893
Цикл «Времена года» Чайковского – это своеобразный музыкальный

дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Петр Ильич Чайковский  1840-1893Цикл «Времена года» Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его

Слайд 28Неповторимое обаяние «Времен года» – не только в отражении картин русской

природы и связанной с ней жизни людей, но и в том, что Чайковский тончайшими штрихами сумел передать здесь те чувства, которые природа вызывает у человека. Именно поэтому пьесы цикла «Времена года» и стали столь любимыми во всех странах произведениями.
Неповторимое обаяние «Времен года» – не только в отражении картин русской природы и связанной с ней жизни

Слайд 29В этой незатейливой, сродни народному творчеству, музыке бездна истинной поэзии. Пестрит

шумный масленичный хоровод, мчатся на перегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят поутру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей. В жаркий июньский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав. Ну, а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете.
В этой незатейливой, сродни народному творчеству, музыке бездна истинной поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся на перегонки

Слайд 30Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы

и быта, подчинённых естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания.
Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчинённых естественному годичному круговороту

Слайд 31«Зимние» темы посвящены у него тихому отдыху и раздумью («У камелька»

- январь), праздничному веселью («Святки» – декабрь), народному гулянью («Масленица» - февраль).

«Зимние» темы посвящены у него тихому отдыху и раздумью («У камелька» - январь), праздничному веселью («Святки» – декабрь), народному гулянью («Масленица» - февраль).

«Зимние» темы посвящены у него тихому отдыху и раздумью («У камелька» - январь), праздничному веселью («Святки» –

Слайд 32Темы лета связаны с крестьянским трудом, с картинами сбора урожая («Баркарола»

– июнь, «Песнь косаря» – июль, «Жатва» – август).
Темы лета связаны с крестьянским трудом, с картинами сбора урожая («Баркарола» – июнь, «Песнь косаря» – июль,

Слайд 33Прекрасны и законченны, как серия тончайших нюансов душевных состояний, и темы

«весны», пробуждения природы после долгого сна под снежным покровом русской зимы («Песня жаворонка» – март, «Подснежник» – апрель, «Белые ночи» – май).
Прекрасны и законченны, как серия тончайших нюансов душевных состояний, и темы «весны», пробуждения природы после долгого сна

Слайд 34И, наконец, если взять три «осенние» темы – «Охота» – сентябрь,

«Осенняя песнь» – октябрь, «На тройке» – ноябрь, - то здесь тоже целая гамма настроений, переходящих от праздничного подъема, отражающего увлечение охотой, к лирической грусти и душевной тоске, навеваемой унылою осеннею порой.
И, наконец, если взять три «осенние» темы – «Охота» – сентябрь, «Осенняя песнь» – октябрь, «На тройке»

Слайд 35Сумел Чайковский красочно и разнообразно передать в цикле «Времен года» различные

стороны жизни, связать мысли и чувства человека с окружающим его миром, создать полные поэзии произведения, отражающие красоту русской природы.
Сумел Чайковский красочно и разнообразно передать в цикле «Времен года» различные стороны жизни, связать мысли и чувства

Слайд 36Времена года в литературе XIX века

Времена года в литературе XIX века

Слайд 37Русская поэзия XIX века – одна из самых славных страниц в

истории духовной жизни и национальной культуры нашего отечества. Ни в одной стране мира поэзия не играла такую важную роль в общественной жизни и духовном развитии общества, как в России.
Русская поэзия XIX века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры

Слайд 38Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837
А. С. Пушкин имеет репутацию великого русского поэта.

В филологии Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка.
Ещё при жизни поэта стали именовать гением со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом»

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837А. С. Пушкин имеет репутацию великого русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель

Слайд 39«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге

зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…
«Зимняя дорога»Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит, Колокольчик однозвучныйУтомительно

Слайд 40«Осень»
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих

ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будет лай собак уснувшие дубравы…
«Осень»Октябрь уж наступил – уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,Журча

Слайд 41Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето

означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Афанасий Афанасьевич Фет  1820-1892В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные

Слайд 42«Еще весны душистой нега…»
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти
Еще

овраги полны снега
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути…
«Еще весны душистой нега…»Еще весны душистой негаК нам не успела низойтиЕще овраги полны снега Еще зарей гремит

Слайд 43«Осенью»
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест

слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
«Осенью»Когда сквозная паутинаРазносит нити ясных днейИ под окном у селянинаДалекий благовест слышней,Мы не грустим, пугаясь сноваДыханья близкого

Слайд 44«Весна на дворе»
Как дышит грудь свежо и емко –
Слова не выразят

ничьи!
Как по оврагам в полдень громко
На пену прядают ручьи!
В эфире песнь дрожит и тает,
На глыбе зеленеет рожь –
И голос нежный напевает:
«Еще весну переживешь!»
«Весна на дворе»Как дышит грудь свежо и емко –Слова не выразят ничьи!Как по оврагам в полдень громкоНа

Слайд 45Федор Иванович Тютчев 1803-1873
«Стихотворения Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в

русской поэзии. Он написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства».
(Н.А. Некрасов)
Федор Иванович Тютчев  1803-1873«Стихотворения Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Он написал очень

Слайд 46«Летний вечер»
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера

пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами…
«Летний вечер»Уж солнца раскаленный шарС главы своей земля скатила,И мирный вечера пожарВолна морская поглотила.Уж звезды светлые взошлиИ

Слайд 47«Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся

и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
«Весенняя гроза»Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты

Слайд 48 Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в

дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет вышеперечисленных композиторов, поэтов и художников.
Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни

Слайд 49Источники
1. Энциклопедия. «Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX века». Изд-во

«Аванта +», М. – 1999 год.
2. А. Николаев «Фортепьянное наследие Чайковского». Государственное музыкальное изд-во. М. – 1958 год.

Электронные источники

1. http://www.art-portrets.ru/hydojniki_19_veka.html.
2. http://www.tchaikov.ru/vremena.html.

Источники1. Энциклопедия. «Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX века». Изд-во «Аванта +», М. – 1999 год.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть