Слайд 1Презентация к уроку литературы в 6 классе
Учительницы русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №11» г. Чебоксары
Петровой Татьяны Юрьевны
2017 год
Слайд 2Распутин Валентин Григорьевич
(1937 - 2015 )
Слайд 3.
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в
крестьянской семье. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за 50 километров от дома, где находилась средняя школа.
Слайд 4Об этом периоде впоследствии будет создан рассказ «Уроки французского». После школы
В.Г.Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. С 1966 года с он становится профессиональным писателем. В 80-е годы работал в редколлегии журнала «Роман-газета». Жил и работал в Иркутске, Красноярске, Москве. Умер 14 марта 2015 года.
Слайд 5На счету автора такие произведения, как «Деньги для Марии, «Последний срок»,
«Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар» и многие другие. Некоторые из его рассказов и повестей экранизированы. В 2010 году союз писателей выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. Он имел семь государственных наград, 16 раз являлся лауреатом различных премий, был почётным гражданином Иркутска.
Слайд 6 Рассказ «Уроки французского» написан в 1973 году. Действие его происходит в
конце сороковых годов и ведётся от лица одиннадцатилет-него мальчика.
Слайд 7В произведении автор фактически рассказывает о себе, своей жизни, своих взлётах
и падениях.
Слайд 8В тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода мать наперекор
всему собрала и отправила сына учиться.
Слайд 10От душевной тоски мальчик физически ослабевает, худеет, что сразу бросается в
глаза приехавшей матери.
Слайд 11Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег,
и он его находит.
Слайд 12Смышлёный мальчик быстро разбирается в игре «чика» и скоро начинает выигрывать.
Слайд 13Главный герой страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль молоко.
Слайд 14Мальчик открыто говорит компании о замеченном обмане, за что его избивают.
Но растоптать нравственные принципы этого маленького человека невозможно.
Слайд 15
Игра на деньги для героя – путь к выживанию, а не
средство наживы.
Слайд 16
Лидия Михайловна замечает способность мальчика к учёбе, его старательность, упорство и
стеснительность из-за своего тяжёлого финансового положения.
Слайд 18В своём стремлении помочь мальчику учительница дарит ученику посылку с едой,
пытается накормить его дома.
Слайд 20Следующим решающим шагом Лидии Михайловны стала игра «в пристенок» на деньги.
Слайд 22
Поступком учительницы руководили милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, доброта.
Слайд 24Лидия Михайловна наделена необыкновен-ной способностью к состраданию и добротой, за что
и пострадала, лишившись работы.
Слайд 26Пытаясь бескорыстно помочь способному ученику, Лидия Михайловна приносит в жертву свою
репутацию и работу.
Слайд 28Лидия Михайловна названа в рассказе своим собственным именем. Её автор считал
своим другом, давшим ему уроки доброты и сердечности.