Презентация, доклад по литературе на тему Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Содержание

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.В.А. Сухомлинский

Слайд 1Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Слайд 2Чтение – это окошко, через которое дети видят
 и познают мир и

самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
 одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
 начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком

Слайд 4Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Это «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и

освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»

Цель технологии:

Формирование личностного и ценностного отношения к чтению

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиЭто «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг  (до

Слайд 5Структура уроков в соответствии с технологией
правильной читательской деятельности
Этапы:
1 этап.
Работа с

текстом до чтения.

2 этап.
Работа с текстом во время чтения.

3 этап.
Работа с текстом после чтения.

Структура уроков в соответствии с технологией правильной читательской деятельностиЭтапы:1 этап.Работа с текстом до чтения.2 этап.Работа с текстом

Слайд 6А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 7В читательскую деятельность
ребёнка включены 4 сферы:

В читательскую деятельность ребёнка включены 4 сферы:

Слайд 8Достоинства технологии
применима самостоятельно вне урока
соответствует возрасту и доступна

ориентирована на развитие личности читателя
развивает умение прогнозировать результаты чтения
способствует достижению понимания на уровне смысла
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока  соответствует возрасту и доступна ориентирована на развитие личности читателя развивает

Слайд 9Диалог с автором

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю

необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; - задавать свои вопросы; - обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; - проверять, совпадают ли они с замыслом автора; - включать воображение.
Диалог с автором  Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную

Слайд 10Последовательность действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и

скрытые;

2) включать творческое воображение учащихся;

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

По слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение)

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: ● Чем это можно объяснить? ● Что из этого следует? ● Что сейчас случится? ● Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...?

Последовательность действий:1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;2) включать творческое воображение учащихся;3) научить

Слайд 11

Чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по

ходу первичного чтения, предлагается при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, предлагается при переходе

Слайд 12

Ошибки, допускаемые при обучении диалогу с автором через текст:
А.

Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Прием «погружения» в текст должен соответствовать художественной задаче произведения, его особенностям. Б. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору.


Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы: 1. Кто нашел? (Я.) 2. Что я сделал? (Нашел.) 3. Что нашел? (Берестяную трубочку.) 4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.) 5. Интересно, почему же она удивительная? Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет.

Ошибки, допускаемые при обучении диалогу с автором через текст: А. Не всегда уместен диалог при

Слайд 13
Особенность подтекстовых вопросов.
Поддексковые вопросы направлены:

- на

выяснение причинно-следственных и других связей; - на обоснование, аргументацию, доказательство; - на формирование внимания детей к языку и художественным особенностям текста.

Почему папа засмеялся? Для чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? - к рассказу В. Драгунского «Друг детства»

Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?

Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?

Особенность подтекстовых вопросов.    Поддексковые вопросы направлены:   - на выяснение причинно-следственных и других

Слайд 14

Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что

случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё.
- Хорошо бы иметь два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)
Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что спустившийся в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.

Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и

Слайд 15
Что же необходимо для того, чтобы

состоялось именно комментированное чтение?
1) Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
2) Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с (субъективной!) точкой зрения учителя.
3) Комментарий должен быть кратким и динамичным.
4) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
5) Учитель комментирует текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что учитель можете в любой момент прервать чтение ребенка.
6) Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось   именно комментированное чтение?

Слайд 16

Способы прерывания чтения.

Рефрен


Включение воображения детей


Сам вопрос, который формулируется не так, как

во время беседы: он максимально «свернут», сжат

Повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»

(«Представьте себе...», «Увидели? Представили?» и др.

«Догадались почему?», «Почему именно...».: Нужно избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.

Способы прерывания чтения.РефренВключение воображения детейСам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут»,

Слайд 17

Прихрамывая, они спускались к речке(путь явно

был долгим и сложным), , и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись - герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё.
- Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.)
Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что спустившийся в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (,Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … - учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)

Прихрамывая, они спускались к речке(путь явно был долгим и сложным), , и

Слайд 18
Творческие задания для третьего этапа работы с текстом?

Эмоциональная сфера.

Сфера воображения.

Сфера осмысления

содержания.

Реакция на художественную форму.

● рассказ о герое, событии; ● выборочный и краткий пересказ; ● составление плана, структурной модели текста; ● постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.

● подробный художественный пересказ; ● наблюдение над языком, художественными особенностями текста; ● сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказку Пушкина сравниваем со сказкой Арины Родионовны).

● выразительное чтение; ● сопоставление литературного произведения с другими видами искусства; ● оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

● составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; ● творче­ский пересказ; ● иллюстрирование, ● изготовление карт, схем, макетов; ● чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

Творческие задания для третьего этапа работы с текстом?Эмоциональная сфера.Сфера воображения.Сфера осмысления содержания.Реакция на художественную форму. ● рассказ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть