Слайд 1Судьба Михаила Васильевича Ломоносова
Слайд 2Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе
Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.
Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Слайд 3Учеба и трудовая деятельность
Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в
Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Слайд 4Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает
множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Слайд 5Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география,
астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это — «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Слайд 9М.В.Ломоносов - поэт
Стихотворение «Разговор с Анакреоном»
Слайд 10«Разговор с Анакреоном»
Анакреон – древнегреческий поэт (VI – V вв. до
н.э.). Ломоносов как поэт эпохи классицизма проявлял особый интерес к античной поэзии, делал переводы, в частности Анакреона.
Слайд 11«Разговор с Анакреоном»
Анакреон был эпикурийцем – последователем философа Эпикура, призывавшего наслаждаться
«земными радостями», «пиром жизни».
Слайд 13«Разговор с Анакреоном»
В стихотворении звучит два голоса – голос певца земных
радостей и наслаждений и голос поэта-гражданина. Гений и широта взглядов Ломоносова проявляются в том, что в позиции поэта-эпикурийца он видит силу и обаяние, но в то же время понимает, что гармонически согласовать эти позиции невозможно.
Слайд 14«Разговор с Анакреоном»
Ломоносов использовал поэзию как общественную трибуну, как союзницу в
пропаганде научных идей и открытий, но при этом признавал за ней лирическое начало, право на шутку, даже активно использовал в своем творчестве такой «низкий2 жанр, как басня.
Слайд 15«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747»
Слайд 16«Ода на день восшествия…»
Главным жанром в творчестве М.В.Ломоносова была ода.
«Ода
была таким видом литературного произведения, который наиболее подходил в то время Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по латыни, с ними знакомились только немногие. Публицистика в русской печати лишь начинала делать первые шаги. Рукописная поэзия занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». (А.В.Западов)
Слайд 17«Ода на день восшествия…»
Процветание государства, распространение знаний поэт связывал прежде всего
с «излюбленной тишиной», т.е. с миром. В стихотворении Ломоносов использует игру слов: он прославляет мирную тишину и Елизавету, но «Елизавета» по-древнееврейски и означает «божья благодать», т.е. тишина, покой. Елизавета действительно, вступив на престол, положила конец русско-шведской войне.
Слайд 18Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов
к главной мысли, определяющей пафос оды. Она – в утверждении пользы наук, в необходимости для страны просвещения.