Презентация, доклад по литературе на тему Шукшин В.М (6 класс)

Содержание

 Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.-    Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.-    Как вам

Слайд 1 Василий Макарович Шукшин 1929 – 1974 г. Особенности героев Шукшина
Цели: показать своеобразие

творчества писателя; 
 познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,
закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию;
 проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»
Сулейманоаа Марина Юрьевна

Василий Макарович Шукшин 1929 – 1974 г.  Особенности героев Шукшина Цели: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся

Слайд 2 Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы,

в которых он участвовал как актёр и режиссер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.
-    Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.
-    Как вам кажется, откуда родом этот человек?
-    Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?

 Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр

Слайд 3   Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?
-    Каких рассказов вы

ждёте от него?
   Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?-    Каких рассказов вы ждёте от него?

Слайд 4Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках,

не повидав Алтая, где живут родные, близкие, дорогие его сердцу люди. Дороги ведут к берегу Катуни.
Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где живут родные,

Слайд 5Здесь стоял дом, в котором родился В.М. Шукшин

Здесь стоял дом, в котором родился В.М. Шукшин

Слайд 6Кинотеатр "Катунь"
На этом месте раньше стояло подворье С.Ф. Попова - деда В.М. Шукшина

по линии матери.
Кинотеатр

Слайд 7Сергей Федорович и Агафья Михайловна Поповы, дед и бабушка В.М. Шукшина
по

линии матери.
Сергей Федорович и Агафья Михайловна Поповы, дед и бабушка В.М. Шукшина по линии матери.

Слайд 8Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина

Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина

Слайд 9В январе 2002 года дом был приобретен музеем. В июле в

мемориальной части дома открыта выставка "Далекие зимние вечера", где представлены личные вещи, фотографии и письма из архива матери, считавшиеся утерянными.
В январе 2002 года дом был приобретен музеем. В июле в мемориальной части дома открыта выставка

Слайд 10В 1949 году В.М.Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сначала он

матрос на Балтийском флоте, затем – радист на Черноморском
В 1949 году В.М.Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот.  Сначала он матрос на Балтийском флоте, затем

Слайд 11Здание бывшей Сростинской школы, где учился и работал В. М. Шукшин

Здание бывшей Сростинской школы, где учился и работал В. М. Шукшин

Слайд 12Похоронен В.М.Шукшин в г. Москве на Новодевичьем кладбище

Похоронен В.М.Шукшин в  г. Москве на Новодевичьем кладбище

Слайд 13В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил

богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.
Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного  чудаковатых.

В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем,

Слайд 14Словарная работа:
 «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но

обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.
Мне бы только правду рассказать о жизни...
Не было бы добрых людей.
Жизнь давно бы остановилась...
В. Шукшин.

Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному,

Слайд 15Искусство должно учить добру.
Шукшин в способности чистого человеческого сердца к

добру видел самое дорогое богатство.
«Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если

Слайд 16 Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».
- Какое событие встревожило жителей новой деревни?
- Почему

Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?
-На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?
- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?
- С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?
-Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы?
(Философия, физика, филология, астрономия.)

Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».

Слайд 17Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович?
Почему он не торопился

с ответом? 
(Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)
Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный

Слайд 18  Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал

на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.
  Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих

Слайд 19- Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в

деревню из города, достигшим определенного отношения?
 (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,  и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)

- Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу

Слайд 20Подумай.
- Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук?
На чьей стороне

были мужики?
Кем восхищались?
Кого жалели?
         Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Подумай.- Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?         Действительно,

Слайд 21- Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым»

людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»? 
 (Сам  Глеб многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)
     Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем,
что «поучал» других людей, искал
возможности их унизить.

- Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их

Слайд 22  Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».
         Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот

рассказы, какими они должны быть:
1). Рассказ - судьба.
2). Рассказ - характер.
3). Рассказ — исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».
-  Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»?
-   Каков сюжет рассказа?
(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

  Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».          Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны

Слайд 23Побеседуем.
- Что вы можете сказать о характере главного героя?
(С одной стороны, увлеченность

неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)
- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей стороне ваши симпатии ? Почему?
 (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабоченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жизни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходимого из-за причуд отца.)
Побеседуем.- Что вы можете сказать о характере главного героя?(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с

Слайд 24  Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:
- Понимаю: она продаст

его.
- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...
(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

  Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:- Понимаю: она продаст его.- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно -

Слайд 25Задание:
 Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и

к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по­смотреть».
-  Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?
(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)
Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно

Слайд 26 Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.
-  Что

скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?
(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры. -  Что скрывает Шукшин —

Слайд 27 Итог урока.

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

 Итог урока.- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

Слайд 28Вывод.
Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими

они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.  В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.
Вывод.Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть