Слайд 1Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
«Всё отчётливее сквозят в нашем времени черты не
промежуточной эпохи, а новой эры…» (А. Блок)
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» (А. Блок)
«Сегодня я – гений!»
Слайд 2Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
«Двенадцать» - какие бы они ни были –
это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько раз ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитый (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи…»
Слайд 3О поэме
«Этой поэме суждено бессмертие»
(А. В. Луначарский)
«Блок задумывал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное» (И. А. Бунин)
«Поэмой зачитывались «белые» и «красные». (В. В. Маяковский)
Слайд 4Жанр и композиция
Эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок
с натуры, быстро сменяющих одна другую.
Сюжет двухслойный: внешний, житейский (зарисовки с петроградских улиц) и внутренний (побуждения, обоснование поступков «двенадцати»).
Слайд 5Мотивы
Мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада?
– Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Слайд 6Мотивы
Мотив ненависти, который проявляется и как святое чувство:
Злоба. Грустная злоба
Кипит в
груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
и как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Слайд 7Мотивы
Мотив бдительности:
Неугомонный не дремлет враг!
Вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без
креста»
Основные темы
Крушение старого мира
Представление народной стихии
Святость революции
Слайд 9Стиль поэмы
В поэме звучит музыка революции, которая отражена в ритмическом и
лексическом разнообразии поэмы.
В поэме звучат интонации марша:
В очи бьётся
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг.
Вот проснётся
Лютый враг.
Слайд 10Стиль поэмы
Слышен городской романс:
Не слышно шуму городского,
Над Невской башней тишина,
И больше
нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!
Слайд 11Стиль поэмы
Прямо процитирована революционная песня:
Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!
Бросаются в глаза лозунги:
Вся власть
Учредительному Собранию!
Доносятся обрывки разговоров:
… И у нас было собрание…
… Вот в этом здании…
Вся эта разноголосица, треск выстрелов сливаются в единое целое.
Слайд 12Лексика поэмы
Язык лозунгов и прокламаций
Разговорный язык с просторечиями
Искажение слов: етажи, елестрический
Сниженная,
«ругательная» лексика: холера, жрала, подлец
Высокий слог
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Слайд 13Образ Христа
«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному
«знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов)
«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов)
Слайд 14Образ Христа
«… я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я
вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»
Слайд 15Образы-символы
Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы
Число «двенадцать»
«Пёс безродный»
Христос
Символика цвета:
чёрный ветер – белый снег, кровавый флаг
Слайд 16Заключение
Мечтам Блока о духовной гармонии и совершенном мироустройстве не суждено
было сбыться, и очень скоро после написания «Двенадцати» поэт это понимает. 4 мая 1919 года он запишет в своём дневнике: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства»