Презентация, доклад по литературе на тему Образ Богородицы в русской литературе и иконописи.

Содержание

Богородица-женщина с ребёнком на руках.

Слайд 1Выполнила:
обучающаяся 7 класса
Кашкина Анастасия
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Гребененина

Л.А.
МОУ «СОШ с.Черкасское»


Образ богородицы в русской литературе и иконописи

Проектная работа по теме:

Выполнила: обучающаяся 7 классаКашкина АнастасияРуководитель проекта:учитель русского языка и литературы Гребененина Л.А.МОУ «СОШ с.Черкасское» Образ богородицы в

Слайд 2Богородица-женщина с ребёнком на руках.

Богородица-женщина с ребёнком на руках.

Слайд 31.Иоаким и Анна жили безбедно. Однако у них не было детей,

а у израильтян это считалось позорным Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, но первосвященник отверг приношение Иоакима, укорив его безчадием. Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле". Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.
2.И тогда явился в саду Ангел Господень и сказал: Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную.Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией". Такое же видение было и Иоакиму в пустыне. 
3. Пречистая Дева родилась на свет. По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, Ей было дано имя, указанное ангелом Божиим - Мария, что значит "госпожа", "надежда". Мария росла и укреплялась, окруженная заботой родителей. 
4. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. 
5. Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью. Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.

«Рождество пресвятой богородицы» Краткое содержание:

1.Иоаким и Анна жили безбедно. Однако у них не было детей, а у израильтян это считалось позорным

Слайд 4 Рождество пресвятой богородицы.

Рождество пресвятой богородицы.

Слайд 5Назарет

Иоаким и Анна
Назарет                Иоаким

Слайд 6Иоаким и Анна Рождение Марии

Иоаким и Анна       Рождение Марии

Слайд 7 Иоаким, Мария,

Анна
Иоаким, Мария, Анна

Слайд 8Введение во храм пресвятой богородицы.

Введение во храм пресвятой богородицы.

Слайд 9Благовещение пресвятой богородицы.

Благовещение пресвятой богородицы.

Слайд 10Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и заступницей русской земли.

Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа.
Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих Ее Сына и которая
с рождения Богомладенца отдает Его людям во имя
их спасения.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но
печаль эта бывает разной: то скорбной, то
светлой, однако она исполнена душевной
ясности, мудрости и большой духовной силы.
Богородица может торжественно "являть"
Младенца миру, может нежно прижимать
Сына к Себе или легко поддерживать
Его - Она полна благоговения. Дева Мария
поклоняется Своему Божественному Младенцу
и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
Лиричность, просветленность и отрешенность –
вот, пожалуй, главные черты, характерные
для изображения Богородицы на русских иконах.
 

Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью

Слайд 11Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта

(Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница) и Елеуса (Умиление).

"Иконографические типы Богородицы".

Елеуса

Одигитрия

Оранта

Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница) и Елеуса (Умиление).

Слайд 12С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы

изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая), давшая на Руси тип "Умиление".
Богоматерь типа Оранта изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.
Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на лоне, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют Великой Панагией.
На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца -строгие, прямоличные, их головы не касаются друг друга.
Изображение типа Умиление - одно из самых распространенных и любимых в народе. Богородица и Иисус в умилении склоняются друг к другу, Мать нежно обнимает Богомладенца, касаясь щекой Его щеки.


С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии

Слайд 13В Священном Писании
Библейские стихи, посвящённые Марии, делятся на прямые упоминания (в

Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Марии. Выражения «Матерь Божья» и «Богородица» прямо не встречаются в Библии. Новый Завет о жизни Марии говорит очень кратко, лишь несколько эпизодов в нём связаны с именем матери Иисуса.
Подробнее других пишут о Марии евангелисты Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии матери Иисуса в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Мария была свидетельницей распятия Христа
 Многие великие русские поэты в своих произведениях воспевали образ Богоматери. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Молитва (Я, матерь божия)» .

Образ Богородицы в русской литературе.

В Священном ПисанииБиблейские стихи, посвящённые Марии, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а

Слайд 14М. Ю. Лермонтов «Молитва»
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не

о спасении, не перед битвою, Но с благодарностью, иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

М. Ю. Лермонтов «Молитва»Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не

Слайд 15 «ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»
Он не на троне - на Её руке.
Левой ручкой

обнимая шею,
Взор во взор, щеку прижав к щеке,
Неотступно требует... Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что лик
В пламени молитвы каждый миг,
Как живой, меняет выраженье...
В раскаленных горнах Византии
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён.

И из всех высоких откровений,
Явленных искусству, Он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век,
Ты ушла по волам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный
В тьме веков указывал нам след
И в темнице - выход потаенный...

Вот как описывает образ Владимирской Богородицы поэт серебряного века М.Волошин.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»Он не на троне - на Её руке.Левой ручкой обнимая шею,Взор во взор, щеку прижав

Слайд 16На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся

чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская и др. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и ее икон: в православном календаре только в июле установлены празднования в честь икон Богоматери, носящих названия Ахтырской, Феодотьевской, Галатской, Домо-строительницы, Влахернской, Казанской, Тобольской, Устюжско-Благовещенской, Кипрской, Коневской, Ржевской, Смоленской, Троеручицы, Абалацкой-Знамение, Гребневской и других.

На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте)

Слайд 17Вот одни из них:

Вот одни из них:

Слайд 18 « Живите по совести
и просите

помощи
у Царицы Небесной,
и всё будет хорошо.»

(Преподобный Иоаким Оптинский)
« Живите по совести    и просите помощи    у Царицы Небесной,

Слайд 19На этом я заканчиваю свой проект.
Спасибо за внимание!

На этом я заканчиваю свой проект.Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть