Презентация, доклад по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение Бородино.

Содержание

Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.Новик Н.Г, учитель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Слайд 1М.Ю Лермонтов 1814 - 1841

М.Ю Лермонтов 1814 - 1841

Слайд 2
Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Новик Н.Г, учитель

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.Новик Н.Г, учитель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Слайд 3расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;
познакомить

учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;
закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка.

Цели урока

расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины; познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на

Слайд 4Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг

другу помогать!
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!

Добрый день!  Вы начать урок готовы?  Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! А чтобы

Слайд 5М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.

М.Ю.Лермонтов родился  3 октября 1814г. в Москве.

Слайд 6Родители поэта. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать -

Мария Михайловна (1795-1817).
Родители поэта. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817).

Слайд 7Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской

губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками.
Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с

Слайд 8Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. В 1830 году Лермонтов был

зачислен в Московский университет.
Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. В 1830 году Лермонтов был зачислен в Московский университет.

Слайд 9В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург,

где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков

Слайд 10В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек»,

драмой «Маскарад».
В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек», драмой «Маскарад».

Слайд 11В 1837 году во время ссылки на Кавказе Лермонтов написал стихотворение

«Бородино».
В 1837 году во время ссылки на Кавказе Лермонтов написал стихотворение «Бородино».

Слайд 12Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина

и продолжатель его работы в стихах и прозе.
Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах

Слайд 13
М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию

Бородинской битвы.
М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы.

Слайд 14
Стихотворение посвящено наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа,

о его беспредельной любви к Родине и готовности её защищать не на жизнь, а на смерть.
Стихотворение посвящено наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любви к Родине

Слайд 38
Историческая справка
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию.

Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
Историческая справка12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск.

Слайд 39
Историческая справка
Русской армией, командовал Кутузов, а французской – Наполеон.
Потери русских составили

46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось.

Историческая справкаРусской армией, командовал Кутузов, а французской – Наполеон.Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от

Слайд 40Заглянем в словарь
Редут
Лафет
Кивер
Картечь
Бивак
Уланы, драгуны
Мусью
Хват
Булат

Заглянем в словарь РедутЛафетКиверКартечьБивакУланы, драгуныМусьюХват Булат

Слайд 41Редут – в старых армиях: полевое укрепление с наружным рвом и

земляной насыпью


Редут –  в старых армиях: полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью

Слайд 42Лафет – станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки

Лафет –  станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки

Слайд 43Кивер– высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Кивер–  высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Слайд 44Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых

целей на близком расстоянии


Картечь –  начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии

Слайд 45Бивак – привал, расположение войск вне населенного пункта

Бивак –   привал, расположение войск вне населенного пункта

Слайд 46Драгун -военнослужащий кавалерийских (конных) частей. Улан – военнослужащий из частей легкой

кавалерии (вооруженной только пиками).


Драгун -военнослужащий кавалерийских (конных) частей.  Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).

Слайд 47Булат – оружие булатной стали, сабля

Булат – оружие булатной стали, сабля

Слайд 48Подумай и ответь...
?
?
?
?
?

Подумай и ответь... ? ? ? ? ?

Слайд 49 -Кто рассказывает о сражении? -Почему он начинает свой рассказ? -Когда происходит

разговор: сразу после сражения или через много лет?


-Кто рассказывает о сражении?  -Почему он начинает свой рассказ? -Когда происходит разговор: сразу после

Слайд 50Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на

службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.


Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её

Слайд 51 Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским

лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.


 Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые,

Слайд 52 Заполните таблицу словами из стихотворения.      

Заполните таблицу словами из стихотворения.           

Слайд 53 Заполните таблицу словами из стихотворения.      


Заполните таблицу словами из стихотворения.           

Слайд 54-От какого лица ведёт повествование старый солдат? «Прилёг вздремнуть я у лафета…»

(7 строфа); «Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа); «Мы ждали третий день…» (6 строфа); «Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа); «И умереть мы обещали…» (9 строфа).  


-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

-От какого лица ведёт повествование старый солдат? «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа); «Два дня мы

Слайд 55- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? «Звучал булат»,

«картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».  


-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? «Звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий

Слайд 56 -В чём заключается основная мысль стихотворения?  

-От какого лица ведёт повествование старый

солдат?

Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров.
Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

-В чём заключается основная мысль стихотворения?     -От какого лица ведёт повествование старый солдат?Стихотворение

Слайд 57Озаглавь словами текста

Озаглавь словами текста

Слайд 58Озаглавь словами текста

Озаглавь словами текста

Слайд 59Характеристика рассказчика

Читаем и размышляем

Характеристика рассказчика   Читаем и размышляем

Слайд 60Характеристика рассказчика

Читаем и размышляем

Характеристика рассказчика   Читаем и размышляем

Слайд 611. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?

Проверь себя!
Войне 1812 года
Великой Отечественной

войне
Крымской войне
1. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?Проверь себя! Войне 1812 годаВеликой Отечественной войнеКрымской войне

Слайд 622. Кто рассказывает о войне?

Проверь себя!
Посторонний наблюдатель
Рядовой воин, участник сражения
Друг

участника сражения
2. Кто рассказывает о войне?Проверь себя! Посторонний наблюдательРядовой воин, участник сраженияДруг участника сражения

Слайд 633. Какого возраста рассказчик?

Проверь себя!
Старый солдат
Молодой солдат
По тексту определить нельзя

3. Какого возраста рассказчик?Проверь себя! Старый солдатМолодой солдатПо тексту определить нельзя

Слайд 644. Кто из героев стихотворения произносит слова:
«Ребята! Не Москва ль за

нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Проверь себя!

Солдат-рассказчик
Полковник
Француз

4. Кто из героев стихотворения произносит слова:«Ребята! Не Москва ль за нами?Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья

Слайд 655. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»?
патриотизмом
печалью
ностальгией
Проверь себя!

5. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»? патриотизмомпечальюностальгиейПроверь себя!

Слайд 667. Когда огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась

в Россию?
в июне 1812 года
в октябре 1917 года
в августе 1800 года

Проверь себя!

7. Когда огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию? в июне 1812 годав

Слайд 67



Ключ к тесту



1А2В3А4ВКлюч к тесту 5А6В7А

Слайд 68Подготовить выразительное чтение всего стихотворения
Наизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино».


Домашнее задание


Подготовить выразительное чтение всего стихотворенияНаизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино».Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть