Презентация, доклад по литературе на тему М.В.Ломоносов

Содержание

Суров русский Север. Теплые дни стоят всего – то месяца три, а остальное время – зимушка – зима.И люди на Севере природе под стать – крепкие душой, надежные в дружбе. Одно слово –

Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
1711 -- 1765

Михаил Васильевич Ломоносов1711 -- 1765

Слайд 2 Суров русский Север. Теплые дни стоят всего –

то месяца три, а остальное время – зимушка – зима.
И люди на Севере природе под стать – крепкие душой, надежные в дружбе. Одно слово – поморы.
Зимой жизнь ведут в деревнях и селах, а чуток потеплеет – выходят в море.
В нынешний летний день, слава Богу, погода поморам благоприятствовала. Кормщик корабля «Святой архангел Михаил» Василий Дорофеевич Ломоносов твердой рукой направлял свое судно вдоль берегов в открытое море.
Суров русский Север. Теплые дни стоят всего – то месяца три, а остальное время

Слайд 3Парню бы в дело отцовское впрягаться, а он только об учебе

мечтает. И пишет, и считает лучше всех. И учителей местных превзошел!
Едва исполнилось Михайле девятнадцать лет, как справил он себе паспорт в Холмогорской воеводской канцелярии.
Дома ничего не сказал, все равно бы не отпустили. Одолжил денег, собрал любимые книжки: «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Грамматику» Мелентия Смотрицкого. В ночь ушел из дома пешком, а на третий день он догнал обоз с рыбой и уговорил мужиков взять его с собой в Москву.


Парню бы в дело отцовское впрягаться, а он только об учебе мечтает. И пишет, и считает лучше

Слайд 4 И было место в

Москве, куда стремился Михайло более всего, -- Славяно – греко – латинская академия , что располагалась в Заиконоспасском монастыре близ Кремля. Вот туда – то и хотел попасть крестьянский сын Михайло Ломоносов – учиться. Ибо вела его по жизни лишь одна страсть – жажда познания.
И было место в Москве, куда стремился Михайло более всего,

Слайд 5 Жажда познания помогала Михайле превозмогать все невзгоды. И

пусть смеялись поначалу над ним однокашники, малые ребята. Пусть! Зато скоро завидовать начали – за год Михайло перешел из низшего класса сразу в третий. За три года он закончил шесть классов. Многое познал, а ему еще больше хочется. Жажда познания требует не останавливаться на достигнутом.
Жажда познания помогала Михайле превозмогать все невзгоды. И пусть смеялись поначалу над ним однокашники,

Слайд 6 Самое главное желание Михайлы в том состоит,

чтобы как можно подробнее изучить науки о природе – физику, химию, минералогию. А вот с этими предметами в Спасских школах обстояло туго. Потому испросил Ломоносов разрешение поехать в Киев, в тамошнюю Академию.
Самое главное желание Михайлы в том состоит, чтобы как можно подробнее изучить науки

Слайд 7 Однако и в Киеве не смог утолить

Ломоносов жажду познания. Пришлось в Москву возвращаться. И тут – удача! – пришло из Петербурга распоряжение направить лучших учеников Спасских школ в Петербургскую Академию наук. Михайло, конечно же, оказался среди лучших.
1 января 1736 года Михайло Ломоносов впервые переступил порог Петербургской Академии. Это было лучшее научное учреждение России.
И здесь Михайло Ломоносов проявил во всю свою мощь свои таланты.
Однако и в Киеве не смог утолить Ломоносов жажду познания. Пришлось в Москву

Слайд 8 Не прошло

и трех месяцев, как он оказался в числе трех лучших студентов, которых решили отправить в Германию для изучения химии и горного дела. 3 ноября 1736 года они прибыли в пункт назначения – город Марбург, где их ждал профессор Христиан Вольф, европейская знаменитость, которого Петербургская Академия наук определила им в руководители.
Не прошло и трех месяцев, как он оказался

Слайд 9 Вольф учил Ломоносова ясно и логично думать, правильно и точно выражать

свои мысли. Иначе говоря, учил его научному мышлению.
Ломоносов уже в скором времени подтвердил надежды Учителя. В Марбурге он написал
свои первые научные сочинения
по физике и отослал их в Петербург.
Вольф учил Ломоносова ясно и логично думать, правильно и точно выражать свои мысли. Иначе говоря, учил его

Слайд 108 июня 1741 года Ломоносов вновь ступил на русскую землю. Осенью

1741 года Елизавета Петровна (дочь Петра I)стала императрицей.
Ломоносов понимал, что процветание Родины зависит от развития наук, но после смерти Петра I в Академии сложилась обстановка, которая не способствовала развитию наук. Руководство Академии больше заботилось о своих собственных выгодах, нежели о нуждах Отечества. Её фактическим хозяином был немец Шумахер. Невежественный и властолюбивый, он окружил себя подхалимами и стал чинить всевозможные препятствия в работе видных ученых. Шумахер и его приспешники не считались с национальными интересами страны, сознательно взяли курс на ограничение русских талантов.
8 июня 1741 года Ломоносов вновь ступил на русскую землю. Осенью 1741 года Елизавета Петровна (дочь Петра

Слайд 11Ломоносов вступил в решительную борьбу с засилием иностранцев, за честь русской

науки и укрепление ее национальных кадров. Как ни противились Шумахер и его подручные, а все же не удалось им помешать этому. Правительство императрицы Елизаветы Петровны, подчеркивая приверженность наследию Петра I, требовало от Академии результатов по обучению русских ученых.
Ломоносов вступил в решительную борьбу с засилием иностранцев, за честь русской науки и укрепление ее национальных кадров.

Слайд 12Наконец – то Михайло Васильевич достиг цели – его научные заслуги

перед Отечеством получили публичное признание! И еще радостнее на душе у него от того, что Академия наук начала пополняться русскими учеными. Встает, встает на ноги русская наука!
Наконец – то Михайло Васильевич достиг цели – его научные заслуги перед Отечеством получили публичное признание! И

Слайд 13Однако Михаиле Васильевичу интересна не только наука. В Химической лаборатории он

начинает опыты по изготовлению цветного стекла. И снова успех! Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом. А ведь до Ломоносова «золотые рубины» умели делать только древние ассирийцы. Но ведь их рецепты были утеряны.
И опять неуемная натура Михаилы Васильевича требует нового дела. В начале 50-х годов XVIII века он получает разрешение на строительство фабрики цветных стекол и создает художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. И становится первым в России автором многих мозаик!
Однако Михаиле Васильевичу интересна не только наука. В Химической лаборатории он начинает опыты по изготовлению цветного стекла.

Слайд 14Осенью 1752 года Ломоносов преподнес императрице Елизавете Петровне изготовленный им мозаичный

образ Божией Матери. Пять с половиной месяцев трудился он над произведением.
Осенью 1752 года Ломоносов преподнес императрице Елизавете Петровне изготовленный им мозаичный образ Божией Матери. Пять с половиной

Слайд 15Задумал Ломоносов создать грандиозное произведение — показать в мозаиках своих всю

историю России. И центром всего замысла сделал он Петра Великого. С детских лет пленял Ломоносова образ великого русского царя. Ибо Петр I для Ломоносова — это идеальный государь, тот государь, каковой только и может быть.
Еще в сороковых годах родились у него строчки:
И, словом, се есть Петр,
Отечества отец,
Земное божество Россия почитает
И столько алтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

Задумал Ломоносов создать грандиозное произведение — показать в мозаиках своих всю историю России. И центром всего замысла

Слайд 16Михайло Васильевич становится одним из самых любимых поэтов в России. А

с выходом собрания его произведений в стихах и прозе известность и народная любовь только упрочились.
Занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком. Ведь до него в России не было никаких твердо установленных правил. Поэтому в 1748 он написал книгу «Краткое руководство к красноречию», которую чаще всего называли просто «Риторика». И в этой книге он провел настоящую реформу русского языка.
Михайло Васильевич становится одним из самых любимых поэтов в России. А с выходом собрания его произведений в

Слайд 17Ломоносов давно уже думал о том, чтобы создать новое учебное заведение,

не подчиненное Академии наук.
12 января (25 января по новому стилю) 1755 года, в Татьянин день, Елизавета Петровна подписала указ о создании Московского университета.
1 мая 1755 года университет в Москве распахнул свои двери перед русскими юношами. А преподавателями в нем стали многие ученики Ломоносова. Так же, как их учитель, окрылены были они жаждой познания и заботой о пользе Отечества. Они и стали продолжателями многих ломоносовских начинаний в развитии русской науки.
Ломоносов давно уже думал о том, чтобы создать новое учебное заведение, не подчиненное Академии наук. 12 января

Слайд 18 Научные открытия, совершенные

М.В.Ломоносовым
Физика
— Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул.
Атомы — мельчайшие частицы — в разных сочетаниях образуют корпускулы. Из разных сочетаний корпускул возникают все другие вещества.
В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
— Закон сохранения материи и движения.
Этот закон вошел в историю под названием «закон сохранеии массы».
— Изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.
— Теория образования цвета путем соединения разных корпускул.
Позднее эта теория была опровергнута.

Научные открытия, совершенные

Слайд 19

Астрономия

— Открытие атмосферы на Венере. В конце XVIII века
это открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.
— Теория самосвечения комет и полярных сияний.




Слайд 20

Химия
— Разработка принципов новой науки — «физической химии».

Геология и минералогия
— Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня».
— Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.



Слайд 21

География
— Разработка принципов новой науки — «экономической географии».
— Показал возможность освоения Северного морского пути.


Литература и языкознание
— Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка.
— Разработка новых стихотворных размеров.
— Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка.



Слайд 22Изобразительное искусство
— Создание русского мозаичного искусства.


Изобразительное искусство— Создание русского мозаичного искусства.

Слайд 23Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ:Потаповская СОШ Волгодонского района

Ростовской области Пономарева Галина Георгиевна

Список литературы:
Книги серии «История России». Сергей Перевезенцев. Михайло Ломоносов. «Белый город» М., 2004 г.
Приложение к журналу «Литература в школе» №4-2003 г.
Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс.Часть I. «Просвещение», М., 2010 г.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ:Потаповская СОШ Волгодонского района Ростовской области Пономарева Галина ГеоргиевнаСписок литературы:Книги

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть