Как называлось родовое имение, где родился Л.Н. Толстой?
Чей портрет носил он в юности вместо нательного креста?
Поступив в Казанский университет, юноша за два года сменил два курса. Какие и закончил ли он университетский курс?
В каких войнах участвовал Л.Н.Толстой, отправившись на первую волонтером?
Какое произведение создал писатель после участия в Крымской войне?
Чуть не попав в плен к горцам на Кавказе, Толстой заинтересовался темой «русские среди чеченцев» и написал рассказ. Какой?
На каком суде выступал Толстой в качестве защитника, но его подзащитный был осуждён и расстрелян?
Почему из нескольких вариантов названий рассказа Толстой выбрал название «После бала»?
Взаимопроверка.
Не согласен
Согласен
Не согласен
Согласен
Не согласен
Согласен
Не согласен
Согласен
Согласен
согласен
«Нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы». Л.Н.Толстой
Задание классу:
1.Определите и выразите свое отношение к высказыванию Л.Н.Толстого.
2. Раскройте значение слова «нравственность». Почему «жизнь для себя и нравственность несовместимы»?
3. Как вы понимаете значение слова нравственность?
4. Определите, исходя из темы урока и содержания рассказа Л.Толстого, цель нашего урока.
Писателям:
Против чего направлен рассказ «После бала? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Определите основную идею рассказа.
Литературоведам:
Почему произведение «После» бала по своему жанру является рассказом? Какими художественными средствами достигается его необычное построение и эмоциональное воздействие на читателя?
Учитель: ребята, каждый писатель своим произведением пытается донести истины, с которыми человеку становится легче жить, ему открываются новые нравственные высоты. Сегодня, выступая в роли историков, писателей и литературоведов вы попытаетесь в полной мере ощутить процесс создания художественного произведения на материале рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Почему спустя много лет Л.Н.Толстой вспоминает данный случай и создает рассказ «После бала»?
-Определите свое личное отношение к данной ситуации и поступку брата писателя. Как бы ты поступил в этой ситуации?
Учитель: группа историков хорошо справилась с работой, интересно и всесторонне раскрыла исторический аспект создания рассказа Л.Толстого и творчески связала его с содержанием рассказа.
От группы историков выступает ученица с индивидуальным творческим домашним заданием «Письмо солдата»
Ответ ученика из группы литературоведов:
Перед нами рассказ и мы нашли следующие признаки этого жанра :
произведение прозаическое;
небольшое по объему ;
повествуется всего лишь о двух событиях из жизни героев;
небольшое количество действующих лиц: Варенька, Иван Васильевич, полковник и наказуемый.
И ещё нас удивило, что писатель в объеме такого маленького произведения смог показать читателям одну из ужасных сторон жизни эпохи Николая Первого.
Этап сотворчество
Учитель: Послушайте выразительное чтение сцены бала.
Этап сотворчество
Горе, страдание
Строй, порядок
Палки
Звукопись
Цветопись ( черное)
Братцы! Помилосердуйте!
Как рассказывает Иван Васильевич о чувстве ужаса, охватившего его при виде сцены наказания? Какие языковые средства использовал писатель?
(Ответы учеников)
Этап сотворчество (сравнительный анализ двух эпизодов)
Окончательный вариант концовки рассказа
« Что ж вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»-, думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился»
Учитель.
Дадим слово литературоведам, которые, сравнив одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа, ответят на вопрос:
почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть