Презентация, доклад по литературе на тему Два проявленья стихии одной... (урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева

Содержание

Цели и задачи: 1) изучение художественного мира Ф.И. Тютчева через различные формы сопоставительного анализа; 2) развитие творческих способностей учащихся.

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 13 имени Евгения Николаевича

Волкова»

Урок-исследование по литературе
«Два проявленья стихии одной…»

(по лирике Ф.И. Тютчева)
10 класс



Разработала: Третьякова Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы


2017 г.
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Центр образования № 13  имени Евгения Николаевича Волкова» Урок-исследование по литературе

Слайд 2Цели и задачи:

1) изучение художественного мира Ф.И. Тютчева через

различные формы сопоставительного анализа;

2) развитие творческих способностей учащихся.
Цели и задачи:   1) изучение художественного мира Ф.И. Тютчева через различные формы сопоставительного анализа;

Слайд 3




О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Слайд 4«Волна и дума»


Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья

стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, −
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
‹1851›
«Волна и дума»Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной:В сердце ли тесном, в

Слайд 5Видимое противопоставление и внутреннее единство двух миров:
Внешний
(природный)
Внутренний
(духовный)

Видимое противопоставление и внутреннее единство двух миров:Внешний (природный)Внутренний (духовный)

Слайд 6Со-противопоставление проникает и в структуру стихотворения. «Водораздел» подчеркивается паузой, которая «больше, чем

цезура»

Приёмы:
Антитеза
Цезура
Синтаксический параллелизм
Анафора
Эпитеты

«Единство сущностное» сильнее «антитезы кажущейся»

Со-противопоставление проникает и  в структуру стихотворения. «Водораздел» подчеркивается паузой, которая «больше, чем цезура»Приёмы:АнтитезаЦезураСинтаксический параллелизм Анафора Эпитеты«Единство

Слайд 7Люблю грозу в начале мая…

Люблю грозу в начале мая…

Слайд 8Сопоставление двух редакций одного стихотворения

Сопоставление двух редакций одного стихотворения

Слайд 9«Встреча» поэтов
Осенний вечер (Ф.И. Тютчев)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий

блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
1830 

Осень (А.С. Пушкин)

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
1833
 

«Встреча» поэтовОсенний вечер (Ф.И. Тютчев)Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев,Багряных листьев томный,

Слайд 10Унылая пора!..

Унылая пора!..

Слайд 11 Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть…

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть…

Слайд 12 Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест…


Слайд 13 Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею…

Слайд 14 И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…

И,

Слайд 15 Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья…


Слайд 16 Что в существе разумном мы зовем…

Что в существе разумном мы зовем…

Слайд 17… Божественной стыдливостью страданья.

…

Слайд 18 Перекликающиеся образы двух текстов
А.С. Пушкин
«очей очарованье», «прощальная краса»

«В багрец и

в золото одетые леса»

«И мглой волнистою покрыты небеса»

4. «Ветра шум»

Ф.И. Тютчев

«Умильная, таинственная прелесть»

«зловещий блеск и пестрота дерёв»

«туманная и тихая лазурь»

«порывистый, холодный ветр»

Перекликающиеся образы  двух текстов А.С. Пушкин«очей очарованье», «прощальная краса» «В багрец и в золото одетые

Слайд 19Какие традиции А.С. Пушкина продолжает Ф.И. Тютчев?


Отточенность поэтического слога,
мелодичность,
правдивость,

искренность чувства


Какие традиции А.С. Пушкина продолжает Ф.И. Тютчев?Отточенность поэтического слога, мелодичность, правдивость, искренность чувства

Слайд 20А.С. Пушкин заставляет нас увидеть природу «в чистом виде».
Его осень

прекрасна.
Автор, как художник, просто рисует живописными мазками то, что видит.
Об «умирающей» осени он пишет спокойно.

А.С. Пушкин заставляет нас увидеть природу «в чистом виде». Его осень прекрасна. Автор, как художник, просто рисует

Слайд 21В чём своеобразие тютчевского стихотворения?
Ф.И. Тютчев заставляет читателей насторожиться, встревожиться,

задуматься над тайной умирания осени.
В его стихотворении много тревожных образов: «зловещий блеск», «сиротеющей землею», «ущерб», «изнеможенье», «улыбка увяданья», «страданья».
Поэт пишет, волнуясь.
Его осень – это словно бы преддверие небытия.

В чём своеобразие тютчевского стихотворения? Ф.И. Тютчев заставляет читателей насторожиться, встревожиться, задуматься над тайной умирания осени. В

Слайд 22Сопоставление стихотворений одного автора

***
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
 
То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн.
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, −
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

‹ Не позднее начала 1830 г.›


***
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..
 

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
 
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул…
 
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
‹1835›

Сопоставление стихотворений одного автора            ***Как океан

Слайд 23 Сравните центральные поэтические образы

в стихотворениях




В обоих стихотворениях мы видим образ-символ ночи, тьмы, мрака.
Для Тютчева этот образ – один из центральных.
Ночь лишена логики и разума, она таинственна и непостижима.

Сравните центральные поэтические образы в стихотворенияхВ обоих стихотворениях

Слайд 24Лирический герой





Он – странник, «сирота бездомный»,

он одновременно растерян, напуган – и восхищен ночным небом.
Атмосфера ночи располагает его к размышлениям о жизни и смерти, о вечности и мгновении.

Лирический герой    Он – странник, «сирота бездомный», он одновременно растерян, напуган – и восхищен

Слайд 25Использование языковых средств




Тютчев очень часто

использует эпитеты, которые не передают суть, качество предмета, а фиксируют мгновенные впечатления от него. Хотя описывается ночь, однако впечатления мрачности нет («ночь голубая», «месяц золотой», «пылающая бездна»).

Использование языковых средств      Тютчев очень часто использует эпитеты, которые не передают суть,

Слайд 26Лексические и синтаксические средства

В обоих стихотворениях присутствуют архаичные

слова: «объемлет», «глас», «объята», «сонм», «дальной», «градом». Много абстрактных существительных, столь любимых поэтом. В обоих текстах можно обнаружить повторы, единоначатия. Оба написаны пятистопным ямбом, что «задает» похожую мелодику, интонацию.
Лексические и синтаксические средства   В обоих стихотворениях присутствуют архаичные слова: «объемлет», «глас», «объята», «сонм», «дальной»,

Слайд 27В чем различие, своеобразие стихотворений?





«Как океан объемлет шар земной…»






Более абстрактное, «надмирное», обращенное скорее к небу.

Взгляд из космоса на Землю.

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»


«Земное», детализированное.


Взгляд с Земли на небо.

В чем различие, своеобразие стихотворений?«Как океан объемлет шар земной…»

Слайд 28 Ф.И. Тютчев не просто рисует картины

жизни. Он пытается постичь ее тайны. Природа у него – не пейзаж (как у Пушкина, Некрасова и многих других поэтов), а часть космоса, грозная стихия, преодолеть которую человек не в силах. Однако в определенные моменты он может слиться с нею («Все во мне, и я во всем») – и в эти мгновения ему приоткрывается Тайна Бытия. А мы, читатели, со своей стороны, тоже можем ощутить эту Тайну Бытия («двойного» Бытия!), прикоснувшись к таким мгновениям, «застывшим» в слове поэта.
 
Ф.И. Тютчев не просто рисует картины жизни. Он пытается постичь ее тайны.

Слайд 29Рефлексия

Сравните своё мнение о поэте до знакомства со стихотворениями Ф.И. Тютчева

и после: изменились ли ваши представления о нём? Почему?
РефлексияСравните своё мнение о поэте до знакомства со стихотворениями Ф.И. Тютчева и после: изменились ли ваши представления

Слайд 30 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть